Правила поведения в Православном храме

Правила поведения в Православном храме.

 

Об одежде и внешнем виде посещающих храм Божий.

         Храм — это не только Дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.
            Женщины не должны приходить в Храм в брюках, в коротких юбках, в блузках без рукавов (с открытыми руками), с большим количеством косметики на лице. Особенно непозволительна помада на губах, так как недопустимо причащаться Святых Христовых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом.
          Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, в спортивной или неопрятной одежде.


Как вести себя с нищими, расположившимися перед храмом.

          Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), — писал святой Августин, — не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.
              Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае — проявить милосердие.
               Если вы видите, что перед вами нищие, которые тратят все свои средства на спиртное, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т.д.


О поведении в храме.

         Приходить в храм следует за десять - пятнадцать минут до начала богослужения. Этого времени обычно бывает достаточно, чтобы подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам.
        Необходимо заблаговременно отключить свой мобильный телефон или поставить его на бесшумный режим работы. Пользоваться телефоном в Храме запрещено.
         Подходя к храму и взирая на его святые кресты и купола, благочестивые христиане совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном.
                Входи в Святой Храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11.28).
Всегда входи в храм со смирением и кротостью, чтобы выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.
            Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.
            Войдя в святой храм сотвори три поклона, молясь: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», «Боже, милостив буди мне грешному», «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного», «Вси святии, молите Бога о мне, грешном».
           Православные христиане подают во время Божественной литургии — главного христианского богослужения — записки о здравии живых своих родственников (крещенных, православных ) и, отдельно, о упокоении умерших. Имена пишутся полностью, аккуратно и разборчиво, в родительном падеже: о здравии (или упокоении) кого? — Тамары, Иоанна, Ларисы и т. п. Такими именами, как Евгений, Александр, могут быть названы как мужчины, так и женщины, поэтому можно рядом с именем указать пол поминаемого человека. Записки подают перед началом службы, там же, где приобретают свечи. Чтобы не смущаться, следует помнить, что различие «цены» записок отражает лишь разницу в сумме вашего пожертвования на храмовые нужды. Тоже можно сказать и о «цене» свечей.
            Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, Святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.
          К иконам следует подходить не спеша, не теснясь. Произнеси мысленно молитву, дважды перекрестись с поясными поклонами и приложись к иконе в знак любви и почтения к изображенному на ней. После чего в третий раз осени себя крестным знамением и поклонись.
         В таком же порядке христианин должен подходить к любым святыням: иконам, Святому Евангелию, Кресту, святым мощам. Прикладываясь к иконам не следует целовать лик. На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме. Хорошо, если в Храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо Царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, постарайся встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это невозможно, встань на свободное место и внимательно совершай внутреннюю молитву.
        В Святой Храм всегда приходи к началу Богослужения. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в Храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия, во время пения Херувимской или совершения Евхаристического канона (когда совершается пресуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.
         Во время службы старайся не ходить по Храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом Богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, Песнь Богородицы и Великое Славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся Литургия, начиная от Херувимской.
          В Храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми; даже с особо близкими не здоровайся за руку и не о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.
                 В храме все должны стоять и только в случаях нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии нужно стоять.
          Когда священнослужитель совершает каждение Храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься в это время не следует. Склонять голову принято и когда открывают или закрывают Царские врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием. Во время освящения Святых Даров (молитва «Тебе поем») нужно, если в Храме не очень людно, совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны не положены, не совершают их и после причастия.  В эти дни твори поясные поклоны, касаясь рукой пола.
           В Храме молись как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца. Внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагай на себя крестное знамение и твори поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях святой Троице и Иисусу Христу, во время ектений – на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из Храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней Любви и благодати.
             Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.
        Если малое дитя расплачется в Храме, сразу же выведи или вынеси его. До конца Богослужения никогда, без крайней надобности, не уходи из Храма, ибо это грех перед Богом.
               Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в Храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.


На пути к Богу (слово к новоначальным).

     Ни в коей мере не следует смущаться своей некомпетентности и возникающими недоразумениями. Нужно учиться чувствовать сердцем, а не умом. Незнание обрядов и языка богослужения никак не умаляют наше участие в нем (хотя, конечно, затрудняют — но это как раз дело поправимое). Воздействие соборной молитвы, благодати Таинств и святынь на глубины нашей души несравнимо важнее рассудочного осознания — и действенней на пути духовного возрастания. Поэтому ничего не бойся и не смущайся. Твое незнание церковных обрядов не является препятствием в твоих отношениях с Богом. Он Сам видит, зачем и как ты к Нему пришел, и, несомненно, принимает твою безыскусную молитву. Даже если ты поначалу что-то сделаешь не «как положено», если тебе сделают замечание или даже обругают, — не смущайся, знай, что это попущено Господом, чтобы проверить твою веру и смирение: пришел ли ты к Богу или пришел себя показать.
               Отсюда вытекает и второе: имей терпение, не торопи события духовной жизни по принципу «все или ничего»; все придет, но только со временем… «терпением вашим спасайте души ваши», — сказал Господь (Лк. 21, 19).
            Третье — имей доверие к Богу, к святым отцам, к 2000-летнему опыту Церкви Христовой, спасающей и спасшей уже миллионы душ. Без доверия нет веры. Не соблазняйся непонятным, неубедительным и, возможно даже, неприятным — не суди с ходу, вручи суд весь Богу, а сам открой свое сердце тому, что тебе уже сейчас близко, и прими в себя этот дар Божий. Об остальном говори себе: «Если мне это сейчас непонятно, значит, мне это пока не нужно».
          Многие «новоначальные» соблазняются непонятностью для них церковно-славянского языка. Но, пожив несколько лет церковной жизнью, те же люди становятся убежденными защитниками сохранения этого богослужебного языка. Со временем открывается то, что не видно с первого взгляда, — чудная красота и духовная насыщенность этого чистого, созданного святыми отцами духоносного языка. Вряд ли найдется нормальный человек, который будет ратовать за то, чтобы заменить язык поэзии языком канцелярии (потому что тот якобы точнее), или язык канцелярии языком базара (потому что тот «народнее»). Также идею полной замены языка богослужения на повседневный разговорный большинство членов нашей Церкви воспринимает как неоправданное упрощение.
         А то, что пока ты не все понимаешь из церковных молитв — не скорби. Душа способна «впитывать» благодать богослужения и молитвы и без полного участия в этом рассудка (поэтому, кстати, так важно верующим родителям читать вслух молитвы при своих младенцах и приносить их в Храм на богослужения). А время придет, проявишь терпение и настойчивость на пути к Богу — и все станет на свои места, и засияет бесконечной глубиной и красотой премудрость православного богослужения.
         И, наконец, четвертое, в сущности — вытекающее из вышесказанного: будь настойчив в достижении своей цели на пути к Богу. Не опускай рук после первых разочарований и неудач. Излечение и спасение души — труд более кропотливый, чем излечение тела, и не нужно ожидать на этом пути одних восторгов и успехов. Даже «сто раз на день падая — сто раз вставай» — учат наши святые, и именно через эти падения ведет путь к победе. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), — вот утверждающее слово Самого Спасителя, и, только понимая это, можно приступать к духовному деланию.
       Все вышесказанное не отменяет необходимости учиться. Для этих целей существует множество пособий, как-то: «Первые шаги в православном храме», объяснение Литургии и всенощного бдения и т. п.; в настоящее время они вполне доступны.
            При этом, безусловно, незаменимой школой христианской жизни является непосредственное участие в богослужениях и живое общение в Церкви. Когда мы начнем понимать, что происходит на богослужении в каждый конкретный момент, мы ощутим ни с чем не сравнимую радость общей молитвы, радость общения с Богом. Все осваивается постепенно и в свое время — не нужно бояться, смущаться своего незнания, все станет на свои места, когда должно: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).