О Таинстве Венчания

Венчание
 

     Сегодня, несмотря на повсеместное и массовое возвращение людей к Православию, к сожалению, часто приходится сталкиваться с довольно безразличным отношением современных христиан к церковному браку, нередко с полным непониманием его смысла и необходимости.
      Согласно учению Церкви, брак есть установленное Богом таинство, которое освящает супружеские отношения, делает супружеский союз неразрывным, возлагает на бракосочетающихся обязанность заботиться друг о друге, как о самом себе,    и воспитывать своих детей в духе веры и христианской нравственности. 20 веков христианский мир верил в брак как в таинство, признавал его обязательную силу, — и как мало было случаев к разводу между супругами, а о так называемом «гражданском браке» никто и не думал. Сожительство без церковного благословения считалось величайшим преступлением, и лица, его допускавшие, подвергались укорам и презрению общества.
       В ходе гонений на Церковь в советское время церковный брак повсюду был вытеснен гражданским. Безбожное общество сформировало и соответствующее отношение к браку. И каков результат?   На наших глазах то муж оставляет свою жену, то жена бежит от мужа, и эти картины ни у кого не вызывают удивления. А «свободный» от всякой христианской морали и нравственностиЗапад как бы говорит: это еще не предел, развод следует считать делом не только допустимым, но и полезным. «Неплохо бы раз в 7 лет менять прическу и мужа, — советуют своим клиенткам американские психологи, — это внесет новые ощущения в вашу жизнь». В связи с этим возникает вопрос: содержит ли вообще в себе гражданский брак необходимые условия устойчивого счастливого брака? Чтобы брак, понимаемый в его истинном значении, мог быть действительно счастлив, для этого необходимо, чтобы вступившие в брак постоянно сохраняли сознание его высокого достоинства и не упускали из виду прав и обязанностей, освященных браком. Это — взаимная любовь супругов и уважение, это — не страстная любовь, скоропреходящая, а любовь, основанная на страхе Божием, любовь во образ Христа и Церкви, потому Апостол и призывает: «Мужие, любите своя жены, яко же и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню» (Еф.    5, 25).
            Таким образом, муж, по учению слова Божия, должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, т. е. любить неизменно до конца жизни, любить до готовности страдать и умереть за нее, любить и в том случае, если бы жена и не любила его, любить, чтобы своею любовью расположить ее к себе. Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни, в состоянии загладить и несходство характеров, и разность наружных качеств, и различные недостатки и пр.
           С другой стороны, жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Хотя, по учению слова Божия, мужу и дана власть, но на эту власть он должен смотреть не как на преимущество, а как на долг. Первенство вручено Богом мужу не для унижения жены, не для господства и владычества над нею, а для разумного, кроткого управления домом. Да и какой представляется у Апостола эта власть? Самой нежной, бескорыстной, благородной властью. И в самом деле, какая власть может быть чище и выше владычества Христа над Церковью? Какое отношение может быть возвышеннее того, в каком находится Христос и Церковь? Здесь теснейшее родство, полнейшее духовное единение, самое справедливое уравнение прав, какое только можно представить себе, не унижая власти и подчинения. А в браке гражданском могут ли существовать подобные отношения между супругами неизменно, до конца жизни? Без сомнения, нет, — об этом можно судить по его хрупкости и легкости к расторжению.
           Людям века сего известна лишь страсть, понятно лишь увлечение, приятна одна чувственная любовь. Но минуты такой любви слишком коротки и мимолетны. И вот союз, лишенный главной скрепляющей его силы — Божьего благословения, которое подается в Таинстве Венчания, — распадается.
           «От супружества — счастье временное и даже спасение вечное, — учил свт. Феофан Затворник. — Потому к нему приступать должно не с легкомыслием, но со страхом и осторожностью. Добрым супружеством благословляет Бог. Потому: а) будь благочестив, предан Богу, на Коего уповая, молись, чтоб Сам Он послал другую половину, угодную Ему и спасительную тебе; б) ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или страстное блажничество, или корысть, или тщеславие; но — ту одну, какую Бог  определил, — взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других; в) когда нашел, прими как дар Божий, с благодарностью к Богу, сколько с любовью, столько же и с почтением к сему дару...
           Естественный союз по любви, есть союз дикий, мрачный. В таинстве венчания он очищается, освящается, отрезвляется по молитве Церкви Божественной благодатью. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся — благодать же непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь». («Начертание христианского нравоучения»).
           Придавая такое исключительно высокое значение браку, Церковь отрицательно относится к разводу, а также второму или третьему браку, если последние не вызваны особыми обстоятельствами, как, например, нарушением супружеской верности той или другой стороной. Такое отношение основано на учении Христа, Который не признавал ветхозаветных установлений касательно развода (ср. Мф. 19,7-9; Мк. 10,11-12;Лк 16,18),    за одним исключением — развода по «вине любодеяния» (Мф. 5,32). В последнем случае, а также в случае смерти одного из супругов или в других исключительных случаях Церковь благословляет второй и третий брак.
    Венчание предваряется обручением, во время которого жених и невеста должны засвидетельствовать добровольный характер своего вступления в брак и обменяться кольцами.
              Само венчание происходит в церкви, как правило, после Литургии. На брачующихся во время таинства возлагаются венцы, которые являются символом царства: каждая семья есть малая церковь. Но венец также и символ мученичества, потому что брак — не только радость первых месяцев после свадьбы, но и совместное несение всех последующих скорбей и страданий — того ежедневного креста, тяжесть которого в браке ложится на двоих. В век, когда распад семьи стал обычным явлением и при первых же трудностях и испытаниях супруги готовы предать друг друга и разорвать свой союз, это возложение мученических венцов служит напоминанием о том, что брак только тогда будет прочным, когда он основан не на сию минутной и скоропреходящей страсти, а на готовности отдать жизнь за другого. И семья бывает домом, построенным на твердом основании, а не на песке, только в том случае, если ее краеугольным камнем становится Сам Христос. О страдании и кресте напоминает также тропарь «Святии мученицы», который поется во время троекратного обхождения жениха и невесты вокруг аналоя.
             Во время венчания читается евангельский рассказ о браке в Кане Галилейской. Этим чтением подчеркивается незримое присутствие Христа  на всяком христианском браке и благословение самим Богом брачного союза. В браке должно совершиться чудо преложения «воды», т.е. будней земной жизни, в «вино» — непрестанный и ежедневный праздник, пир любви одного человека к другому.


Советы Венчающимся.

      Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. При планировании события браковенчания на первое место необходимо поставить духовную подготовку к этому единственному в жизни и жениха и невесты событию.   
       Будущие жених и невеста, приняв решение о соединении своих жизней в одну и заручившись благословением родителей, направляются к духовнику, если таковой имеется хотя бы у одного из будущих супругов, за благословением на брак. Если духовника нет, тогда будущие жених и невеста приходят в церковь к священнику на беседу, результат которой должен быть воспринят ими как воля Церкви относительно их желания    венчаться. В случае положительного решения о благословении брака, теперь уже действительные жених и невеста, назначают для себя день для подготовки к исповеди и причащения святых Христовых Тайн. В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной Литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. В этой связи организационные хлопоты жениху и невесте лучше поручить своим родственникам, чтобы самим сосредоточиться духовно.
            События, связанные с венчанием, можно «расставить» следующим образом:
• регистрация в ЗАГСе (может быть и за несколько дней до венчания).
• за 3 дня до венчания — начало поста перед причащением;
• накануне дня венчания — участие           в вечернем богослужении, исповедь;
• в день Венчания — участие в Божественной Литургии, Причащение Св. Христовых Тайн.

           Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям с благословением на совместную супружескую жизнь.
         У невесты непременно должен быть головной убор — фата или платок; косметика и украшения — или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов и их свидетелей.
     Присутствие друзей и родственников молодоженов на венчании желательно. Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается, но не во всех храмах.
          По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей, организующих брачный пир. В храме во время венчания у них тоже есть свои обязанности — держать венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными.


Венчаться никогда не поздно

        В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви. Но бывает, что невенчанные супруги всю жизнь хранят верность друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии.
         Церковь никогда не отказывает в благодати таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к таинству брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется большим благоговением и трепетом перед величием таинства брака.


Венчание не совершается:

• В течение всех четырех многодневных постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского);
• В неделю мясопустную;
• В течении Сырной седмицы (масленицы);
• На Светлой (Пасхальной) Седмице;
• От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
• Накануне двунадесятых и великих праздников;
• По вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
• 10,11,26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
• Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме – свои).
      При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.


Суеверия, связанные с Венчанием

        Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространены и суеверия, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье, а чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет; некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться». Все эти вымыслы не должны волновать сердца венчающихся, потому что они от дьявола, который называется в Евангелии «отцом лжи». А к случайностям например, падение кольца) нужно относиться спокойно — всякое бывает.