Как помочь страдающим от недуга пьянства

Как помочь страдающим от недуга пьянства.
 

           Ежедневно в храмах и монастырях возносится молитва к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» за одержимых страстию винопития. И — по немалому числу верных свидетельств — не тщетны в своем уповании остаются матери, жены и дети, взывающие ко Господу об исцелении дорогих им людей.
    Но глубокая нравственная оценка свидетельствует, что страшная волна безудержного, беспробудного пьянства в нашей стране вздымается все выше. Страсть к вину, охватившая добрую половину православного населения России, стала без преувеличения национальным бедствием. Это беда как отдельных людей, так и всего общества. Вот как пишет святитель Тихон Задонский о всепагубном действии пьянства: «Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, — словом, делает человека скотом, словесного — бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Пьянство приводит к убожеству и нищете. Работник, склонный к пьянству, не обогатится, говорит Сирах (Сир. 19,1). Оно отнимает славу и доброе имя, напротив, приводит к бесславию, презрению и омерзению, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям, пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку».
          Почему же православные семьи беспомощны в ситуации, которая требует незамедлительной духовной реакции?
      Главная причина заключается в нас самих. Поколение за поколением мы привыкли жить теплохладно, двойственно, нецелостно, забывая один из главных принципов христианской жизни: «Время — это есть время борьбы» На эту изнурительную, до самого нашего исхода, борьбу должен себя обречь каждый православный. Другого пути, по слову апостола Петра, нет. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). Если же наша жизнь во Христе сводится к ставшему обыденным хождению в храм, начетническому и механическому прочтению молитвенного правила, если день наш протекает вне Христа, не в стяжании Духа Святого, то стоит ли удивляться, что мы, сами не навыкшие к постоянной борьбе с грехом, не знаем, как и чем помочь мужу, сыну, дочери в их борьбе со страстью?
        Что такое страсть? Страстность в человеке есть следствие грехопадения. Страстность присуща нашей падшей природе. В Таинстве Крещения Христос врачует природу человека, но волю свою человек с помощью Божией должен сам направить к добру. Для укрепления в добродетели необходимо участие в таинствах церковных.
         В падшем человеке одна страсть, как правило, влечет за собой другую. Это выражено в классической формуле апостола Павла: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф 5, 18). О том же говорит Блаженный Августин: «Пьянство — сестра любострастия». По этой причине от детей, увлекающихся вином, родители вряд ли могут ожидать целомудренного поведения. Понятно, что и курильщик табака пристращается к курению марихуаны (анаши) быстрее, чем тот, кто противится самому курению.
            Отсюда видно, что любая страсть, а также страсть к винопитию не возникает на пустом месте. Одно производное, в свою очередь, порождает другие страсти Но первоисточник всякого зла, по святоотеческому учению, есть темная (бесовская) сила. Так, преподобный Иоанн (сомолитвенник преподобного Варсонофия Великого) говорит: «страсти суть демоны».
         Святые отцы называют и ступени, по которым грех входит в нас: сначала возникают греховные помыслы и пожелания, затем интерес к помыслу, согласие с ним, а затем уже — падение (грех) и пленение. Долговременное пленение называется страстью. Страсть есть одержимость демоническими силами, властвующими над человеком.
             Поэтому должно быть понятно, что, приступая к духовной битве за близкого человека, мы не можем ожидать быстрого и успешного результата; не одним днем грех и страсть укореняется в душе, — не одним днем человек и избавляется от страсти. Мы имеем дело как с больными волей и природой самого человека, так и с могущественными духами злобы, навыкшими за историю человечества вполне успешно склонять человека к греху. «Главная наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12).
       Приступая к взысканию погибающего, получите благословение на это у духовника или священника храма, где вы обычно молитесь. Это благословение не раз поддержит вас в минуты отчаяния.
          Помните великую святоотеческую мысль: надо бороться не против грешника, но против греха, уродующего человека. Относясь к ближнему как к духовноболящему, нуждающемуся в вашей поддержке и понимании, следует ожидать, что от вас потребуется жертвенная любовь (то есть не требующая ответной любви). Ясно, что придется много терпеть как от самого болящего с его укоренившимися привычками к наслаждению, так и от бесов, которые будут его непременно восстанавливать против вас. Определите для себя с самого начала, что борьба за душу человека потребует от вас подвижнических усилий и напряжения всех сил, использования всего духовного опыта. Берегитесь относиться к этому, как к бытовому, житейскому, обычному делу. Возьмите за правило всегда обращаться к Господу с мольбой: «Господи, вразуми, что мне сказать, как поступить».
           Помните о довольно ограниченной силе воздействия увещеваний. Старайтесь никогда не опускаться до уровня самого болящего, который может допустить по отношению к вам резкие словесные выпады, оскорбления и т. п. Будьте внимательны в отношении времени и места увещевания. Так, период абстинентного синдрома (похмелья) почти всегда неблагоприятен для вразумления. Далеко не каждый страждущий согласится, чтобы его недуги стали предметом обсуждения и насмешек на людях, при посторонних.
        Взгляните внутрь себя: не надо ли вам принести покаяние за те страдания, которые испытывает ваш ближний? Нет ли здесь и вашей вины? Родители могут припомнить, что «в шутку» давали выпить спиртного сыну или дочери — подросткам. Всегда ли вы сами были образцом трезвости или умеренности в употреблении вина? Не потому ли начал выпивать ваш супруг, что вы долго не желали разрешить семейный конфликт? Нет ли у вас повода для покаяния, если вы, помня лишь о своих делах и заботах, не замечали, что ваше чадо потеряло интерес к учебе, стало изворотливым и хитрым, связалось с дурной компанией и пустилось во вся тяжкия?
           Самая благоприятная для выздоровления ситуация — когда человек, за которого вы боретесь — верующий, молится сам, просит ваших молитв, ходит в церковь, споведуется и причащается. Но чаще мы имеем дело с человеком, у которого отсутствуег духовный взгляд на мир. Это тем не менее не должно приводить нас в уныние — «Сила Божия в немощи совершается». Нужно время для возрастания в духе, накопления духовных сил. Будьте внимательны к проявлению Промысла Божия в жизни болящего. В беседах с ним постарайтесь указать на конкретные примеры явления милости Божией к нему. Хорошо, если вы укажете вашему близкому на то, как вразумляет его Господь, когда тот нарушает духовные законы. Постарайтесь объяснить, что без духовной лечебницы — Христовой Церкви — излечение невозможно, поэтому необходимо часто прибегать к таинствам Святой Церкви исповеди и Святого Причащения, а также соблюдать посты, установленные Православной Церковью.
            Если ваш болящий не видит смысла жизни, ему был бы полезен разговор со священником или кем-либо из духовно опытных людей. Не забудьте про назидательные книги. Самое действенное — это наш образ жизни. Если лик наш ясен, никакие житейские бури не сдвинут нас с камня веры. Если в любых обстоятельствах мы благодушны, кротки, приветливы — это, безусловно, самое действеное средство для приведения человека к исправлению, вере в Бога и духовной жизни.
         Обычно человек пьющий лжет всем окружающим. Лжет он и самому себе. Попытайтесь привести его к серьезному взгляду на самого себя. Это решит много проблем: окажутся виноватыми не родители, не жена и теща, не начальники и друзья, а он сам. Увидеть свою нищету душевную и духовную, не впадая при этом в уныние — значит, положить начало духовной жизни, исправлению. Именно тогда из груди вырывается: «Господи, помилуй меня! Господи, помоги!».
             В самом начале изменения жизни большое значение имеет окружение, среда, круг общения. Святые отцы советуют  бежать мест, где проходил грех. Возможно, нужно будет даже сменить район проживания, место учебы. Необходимо отметить, что, не оставив прежних знакомых, борющийся рискует в любой момент оказаться побежденным. Известны случаи, когда очень благотворно действовало на болящих их участие в черновых работах в каком-либо храме, приходе. Там есть присмотр священника, и окружение там иное. Для отсечения гордыни, для привыкания слушать Бога, а не сатану, для воздержания — здесь самое подходящее место.
          Прибегая в этом трудном деле к помощи Заступницы Нашей перед Господом Иисусом Христом необходимо с искренним желанием и чистым сердцем — и с благословения священника — читать акафист Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в течение 40 дней. Просить молитвенной помощи священнослужителей, монашествующих, православных христиан и близких. Делать добрые дела, помогать ближним и если есть возможность — давать милостыню. Если возможно, то пусть в вашем молитвенном предстоянии участвует хоть в какой-то мере и ваш болящий.
             Не соглашайтесь с лукавыми советами вылечить вашего ближнего методом кодирования и гипноза. Это лечение оккультное, губительное для души и тела, для будущей жизни. Человек на время может потерять влечение к алкоголю это верно. Но какой ценой? Бесам (к силе которых по сущности обращен метод кодирования) неважно после кодирования, пьет человек или нет, важно, что он их. «Код» на латинском языке означает «начертание». Естественным следствием кодирования являются депрессии, страхи, тревожность. Даже самый благонамеренный врач не может взять на себя грехи больного, даровать ему праведность (бесстрастие), а уж тем более избавить от демонов. Помните мудрые слова преподобного Варсонофия Великого: «Если человек сам не потрудился по силе своей и не присоединил собственного труда к молитвам святых, то никакой не получит пользы от того, что святые будут за него молиться».

 

Составлено по статье иеромонаха Аристарха (Лоханов)