К 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского


К 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского.



Прп. Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Сына назвали Вар­фоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постни­чеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Когда пришло время детям учиться: братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учении. Родите­ли бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались его несмысленностью. Но Варфоломей терпеливо молился ко Го­споду о даровании ему книжного разумения. Однажды он встре­тил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и когда тот спросил, чего он желает, ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, что­бы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу, воз­нес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, дал Варфоломею частицу просфоры и сказал: «Возьми, чадо, и съешь, это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили уго­щение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духов­ной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг и с особым усердием он стал углу­бляться в молитву. Около 1328 г. родители прп.Сергия пересели­лись из Ростова в Радонеж и незадолго до смерти приняли схиму в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы. Овдо­вевший старший брат Стефан также принял иночество в этом мо­настыре. А Варфоломей ранее, еще юношей упал к родительским ногам, прося благословения на монашество. Кирилл и Мария не противились решению сына, но просили его прожить с ними до их смерти. Варфоломей покорился и, как мог, помогал родителям в старости, сохраняя повиновение. Так раскрывается Божественная премудрость: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исход 20:12). Похоронив родите­лей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустын­ножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поста­вили келию, а потом небольшую церковь, которая была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Мо­сковский Богоявленский монастырь.
 
Варфоломей же 7 октября 1337 г. принял пострижение в мона­шество с именем св. мученика Сергия (память 7 октября) и поло­жил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Стал известен другим инокам, искавшим духовного руководства. Тяжелый труд прп. Сергий соединил с молитвой, бдением и по­стом. В 1354 г. епископ Волынский Афанасий посвятил Преподоб­ного в иеромонаха и возвел в сан игумена.

Уже будучи игуменом, прп. Сергий часто ходил из основанно­го им монастыря (ныне - Троице-Сергиева Лавра) к могилам ро­дителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помо­литься о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь. Так прп. Сергий наставляет русских лю­дей заповедью о любви и почитании родителей.

Слава о подвигах прп. Сергия стала известна в Константино­поле. Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную гра­моту, и советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию Московскому и получил от него совет ввести в монастыре строгое общежитие.

Еще при жизни прп. Сергий удостоился благодатного дара чу- дотворений. Все прославляли Преподобного и благоговейно по­читали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался об­разцом иноческого смирения.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель прп. Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимо­наха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Дими­трию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентя­бря 1380 г., в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчи­щами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения прп. Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы рус­скому воинству.

За ангельскую жизнь прп. Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью ему явилась Божия Матерь в сопрово­ждении святых ап. Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света прп. Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица при­коснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покро­вительствовать святой обители его. Другой раз, стоя на молитве в своей келье, преподобный слышит голос, называющий его по имени: «Сергие!» Открыв окно, он опять видит необычайный свет в небе и множество «зело красных птиц», слетевшихся над его мо­настырем. Небесный голос дает ему обетование: "Им же образом видел еси птица сиа, тако умножится стадо ученик твоих, и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати".

Достигнув глубокой старости и за полгода прозрев свою кон­чину, Преподобный призвал к себе братию и благословил на игу­менство опытного в духовной жизни и послушании ученика, прп. Никона (t 1426; память 17 ноября). Оставив всем завещание: «Вни­майте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душев­ную и любовь нелицемерную...», в безмолвном уединении прп. Сергий преставился к Богу 25 сентября 1392 г.

В 1408 г. Москва и ее окрестности подверглись нашествию та­тарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожже­на. При восстановлении обители, перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревян­ного, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столь­ко времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот, при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, 5 июля 1422 г. (ст.ст.) открыты были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в при­сутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте нахо­дится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 г. каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Школа прп. Сергия через обители, основанные им, его уче­никами и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Рус­ской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей (числом около 90), твердынь веры, благочестия и просвещения, основана аввой Сергием и его учениками: прпп.Никон и Михей Радонеж­ские, Сильвестр Обнорский (основал обитель Воскресения Хри­стова), Стефан Махрищский (обитель во Имя Святой Троицы) и Авраамий Чухломский (основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения по­яса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы), Мефодий Пешношский (основатель обители Пешношской), Роман Киржачский (осно­ватель обители на Киржаче), Павел Обнорский или Комельский (основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы), Афанасий Серпуховской (основатель Высоцкого мона­стыря в Серпухове) и Никита Боровский (основатель Богоявлен­ского монастыря в Костроме), Феодор Симоновский (Основатель Симонова монастыря) и Ферапонт Можайский (монастырь Рож­дества Богородицы и Лужецкий монастырь), Андроник Москов­ский (обитель Всемилостивого Спаса) и Савва Сторожевский (мо­настырь во имя Рождества Богородицы), Димитрий Прилуцкий (основатель Спасо-Прилуцкого монастыря) и Кирилл Белозер­ский (обитель Успения Пресвятой Богородицы), Иаков Железноборский, или Галицкий (основатель монастыря во имя Предтечи). Все они были ученики и собеседники «чудного старца» Сергия. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дио­нисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении. Патриархи Константино­польские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Через прпп. Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к прп.Иосифу Волоцкому (осно­вал Иосифо-Волоколамский монастырь) и дружине его учеников, чрез Кирилла Белозерского - к Нилу Сорскому (основал скит, впо­следствии Нило-Сорская пустынь), к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким (Спасо-Преображенский монастырь).

Преподобному дана также от Бога благодать защищать от вра­гов Русскую землю. Своими молитвами он был с воинством Дими­трия Донского на Куликовом поле: благословил на ратный подвиг своих пострижеников - иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепо­сти Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия прп. Сергий явился во сне нижегородскому граждани­ну Козьме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Трои­цы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, «яко от гроба самого Чудотворца Сергия».

Из братии обители избирались на чреду служения многие про­славленные иерархи Русской Церкви. В 1744 г. обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 г. в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 г. сюда была пере­ведена Московская Духовная Академия.

 

Таким образом исполнилось пророчество Господне открытое прп. Сергию в видении множества птиц - о изобилии учеников его.
 
Пятое июля, день обретения мощей святого аввы Сергия, игу­мена Русской земли - самое многолюдное и торжественное цер­ковное празднество в обители. 3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архие­рейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось обще­церковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Ма­рии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи. Память их совершается в лике преподобных 27 сентября (ст.ст.).

Преподобный Сергий уже при жизни стал для русских людей символом их духовного возрождения и вселял в них уверенность в свои силы и славное будущее Отечества.

Что принесло скромному отшельнику такую славу и духовно- нравственную силу? На этот вопрос прекрасно ответил наш знаме­нитый историк В.О. Ключевский в своей речи в 1892 г.: «Примером своей жизни, высотой своего духа, прп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим си­лам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую вы­соту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна. Так думали тогда все на Руси... Прп. Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать за- скорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и за­мерло; своим появлением среди соотечественников, «сидевших во тьме и сени смертной», он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди XIV в. признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня - такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим ак­том; таково оно и есть по своему существу и происхождению, по­тому что его источник - вера. Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нрав­ственных сил, которых оно в себе не чаяло, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни. Впечатление людей XIV в. становилось верованием поколений. Отцы передавали воспринятое ими одушевление детям, а они воз­водили его к тому же источнику, из которого впервые почерпнули его современники. Так духовное влияние прп. Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из историче­ского воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. При имени прп. Сергия народ вспоминает свое нравственное возрож­дение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и за­тверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады прп. Сергия, не архив­ные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа на­глядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятя­ми деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое обще­ство. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа: они - его питательная почва, в них его корни. Ото­рвите его от них - оно завянет как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память прп. Сергия, мы проверяем самих себя, пере­сматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, по­полняя произведенные в нем траты».

Образ Радонежского игумена был и остался путеводным для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвя­тить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сер­гий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, - и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литератур­ное наследие, - все это является преломлением и переосмыслени­ем того благодатного опыта, который приобрел, накопил и пре­умножил великий Радонежский инок.

 
ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ СЕРГИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!