К 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского
К 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского.
Прп. Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Сына назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Когда пришло время детям учиться: братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учении. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались его несмысленностью. Но Варфоломей терпеливо молился ко Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и когда тот спросил, чего он желает, ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, дал Варфоломею частицу просфоры и сказал: «Возьми, чадо, и съешь, это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг и с особым усердием он стал углубляться в молитву. Около 1328 г. родители прп.Сергия переселились из Ростова в Радонеж и незадолго до смерти приняли схиму в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы. Овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. А Варфоломей ранее, еще юношей упал к родительским ногам, прося благословения на монашество. Кирилл и Мария не противились решению сына, но просили его прожить с ними до их смерти. Варфоломей покорился и, как мог, помогал родителям в старости, сохраняя повиновение. Так раскрывается Божественная премудрость: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исход 20:12). Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келию, а потом небольшую церковь, которая была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь.
Варфоломей же 7 октября 1337 г. принял пострижение в монашество с именем св. мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Стал известен другим инокам, искавшим духовного руководства. Тяжелый труд прп. Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. В 1354 г. епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного в иеромонаха и возвел в сан игумена.
Уже будучи игуменом, прп. Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне - Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь. Так прп. Сергий наставляет русских людей заповедью о любви и почитании родителей.
Слава о подвигах прп. Сергия стала известна в Константинополе. Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, и советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию Московскому и получил от него совет ввести в монастыре строгое общежитие.
Еще при жизни прп. Сергий удостоился благодатного дара чу- дотворений. Все прославляли Преподобного и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель прп. Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 г., в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения прп. Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
За ангельскую жизнь прп. Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью ему явилась Божия Матерь в сопровождении святых ап. Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света прп. Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его. Другой раз, стоя на молитве в своей келье, преподобный слышит голос, называющий его по имени: «Сергие!» Открыв окно, он опять видит необычайный свет в небе и множество «зело красных птиц», слетевшихся над его монастырем. Небесный голос дает ему обетование: "Им же образом видел еси птица сиа, тако умножится стадо ученик твоих, и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати".
Достигнув глубокой старости и за полгода прозрев свою кончину, Преподобный призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, прп. Никона (t 1426; память 17 ноября). Оставив всем завещание: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...», в безмолвном уединении прп. Сергий преставился к Богу 25 сентября 1392 г.
В 1408 г. Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена. При восстановлении обители, перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот, при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, 5 июля 1422 г. (ст.ст.) открыты были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 г. каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Школа прп. Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей (числом около 90), твердынь веры, благочестия и просвещения, основана аввой Сергием и его учениками: прпп.Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский (основал обитель Воскресения Христова), Стефан Махрищский (обитель во Имя Святой Троицы) и Авраамий Чухломский (основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы), Мефодий Пешношский (основатель обители Пешношской), Роман Киржачский (основатель обители на Киржаче), Павел Обнорский или Комельский (основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы), Афанасий Серпуховской (основатель Высоцкого монастыря в Серпухове) и Никита Боровский (основатель Богоявленского монастыря в Костроме), Феодор Симоновский (Основатель Симонова монастыря) и Ферапонт Можайский (монастырь Рождества Богородицы и Лужецкий монастырь), Андроник Московский (обитель Всемилостивого Спаса) и Савва Сторожевский (монастырь во имя Рождества Богородицы), Димитрий Прилуцкий (основатель Спасо-Прилуцкого монастыря) и Кирилл Белозерский (обитель Успения Пресвятой Богородицы), Иаков Железноборский, или Галицкий (основатель монастыря во имя Предтечи). Все они были ученики и собеседники «чудного старца» Сергия. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении. Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Через прпп. Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к прп.Иосифу Волоцкому (основал Иосифо-Волоколамский монастырь) и дружине его учеников, чрез Кирилла Белозерского - к Нилу Сорскому (основал скит, впоследствии Нило-Сорская пустынь), к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким (Спасо-Преображенский монастырь).
Преподобному дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами он был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле: благословил на ратный подвиг своих пострижеников - иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия прп. Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козьме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, «яко от гроба самого Чудотворца Сергия».
Из братии обители избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 г. обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 г. в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 г. сюда была переведена Московская Духовная Академия.
Уже будучи игуменом, прп. Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне - Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь. Так прп. Сергий наставляет русских людей заповедью о любви и почитании родителей.
Слава о подвигах прп. Сергия стала известна в Константинополе. Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, и советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию Московскому и получил от него совет ввести в монастыре строгое общежитие.
Еще при жизни прп. Сергий удостоился благодатного дара чу- дотворений. Все прославляли Преподобного и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель прп. Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 г., в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения прп. Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
За ангельскую жизнь прп. Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью ему явилась Божия Матерь в сопровождении святых ап. Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света прп. Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его. Другой раз, стоя на молитве в своей келье, преподобный слышит голос, называющий его по имени: «Сергие!» Открыв окно, он опять видит необычайный свет в небе и множество «зело красных птиц», слетевшихся над его монастырем. Небесный голос дает ему обетование: "Им же образом видел еси птица сиа, тако умножится стадо ученик твоих, и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати".
Достигнув глубокой старости и за полгода прозрев свою кончину, Преподобный призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, прп. Никона (t 1426; память 17 ноября). Оставив всем завещание: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...», в безмолвном уединении прп. Сергий преставился к Богу 25 сентября 1392 г.
В 1408 г. Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена. При восстановлении обители, перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот, при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, 5 июля 1422 г. (ст.ст.) открыты были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 г. каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Школа прп. Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей (числом около 90), твердынь веры, благочестия и просвещения, основана аввой Сергием и его учениками: прпп.Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский (основал обитель Воскресения Христова), Стефан Махрищский (обитель во Имя Святой Троицы) и Авраамий Чухломский (основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы), Мефодий Пешношский (основатель обители Пешношской), Роман Киржачский (основатель обители на Киржаче), Павел Обнорский или Комельский (основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы), Афанасий Серпуховской (основатель Высоцкого монастыря в Серпухове) и Никита Боровский (основатель Богоявленского монастыря в Костроме), Феодор Симоновский (Основатель Симонова монастыря) и Ферапонт Можайский (монастырь Рождества Богородицы и Лужецкий монастырь), Андроник Московский (обитель Всемилостивого Спаса) и Савва Сторожевский (монастырь во имя Рождества Богородицы), Димитрий Прилуцкий (основатель Спасо-Прилуцкого монастыря) и Кирилл Белозерский (обитель Успения Пресвятой Богородицы), Иаков Железноборский, или Галицкий (основатель монастыря во имя Предтечи). Все они были ученики и собеседники «чудного старца» Сергия. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении. Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Через прпп. Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к прп.Иосифу Волоцкому (основал Иосифо-Волоколамский монастырь) и дружине его учеников, чрез Кирилла Белозерского - к Нилу Сорскому (основал скит, впоследствии Нило-Сорская пустынь), к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким (Спасо-Преображенский монастырь).
Преподобному дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами он был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле: благословил на ратный подвиг своих пострижеников - иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия прп. Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козьме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, «яко от гроба самого Чудотворца Сергия».
Из братии обители избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 г. обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 г. в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 г. сюда была переведена Московская Духовная Академия.
Таким образом исполнилось пророчество Господне открытое прп. Сергию в видении множества птиц - о изобилии учеников его.
Пятое июля, день обретения мощей святого аввы Сергия, игумена Русской земли - самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители. 3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи. Память их совершается в лике преподобных 27 сентября (ст.ст.).
Преподобный Сергий уже при жизни стал для русских людей символом их духовного возрождения и вселял в них уверенность в свои силы и славное будущее Отечества.
Что принесло скромному отшельнику такую славу и духовно- нравственную силу? На этот вопрос прекрасно ответил наш знаменитый историк В.О. Ключевский в своей речи в 1892 г.: «Примером своей жизни, высотой своего духа, прп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна. Так думали тогда все на Руси... Прп. Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать за- скорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, «сидевших во тьме и сени смертной», он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди XIV в. признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня - такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник - вера. Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не чаяло, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни. Впечатление людей XIV в. становилось верованием поколений. Отцы передавали воспринятое ими одушевление детям, а они возводили его к тому же источнику, из которого впервые почерпнули его современники. Так духовное влияние прп. Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. При имени прп. Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады прп. Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа: они - его питательная почва, в них его корни. Оторвите его от них - оно завянет как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память прп. Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты».
Образ Радонежского игумена был и остался путеводным для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, - и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, - все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.
Преподобный Сергий уже при жизни стал для русских людей символом их духовного возрождения и вселял в них уверенность в свои силы и славное будущее Отечества.
Что принесло скромному отшельнику такую славу и духовно- нравственную силу? На этот вопрос прекрасно ответил наш знаменитый историк В.О. Ключевский в своей речи в 1892 г.: «Примером своей жизни, высотой своего духа, прп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна. Так думали тогда все на Руси... Прп. Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать за- скорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, «сидевших во тьме и сени смертной», он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди XIV в. признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня - такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник - вера. Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не чаяло, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни. Впечатление людей XIV в. становилось верованием поколений. Отцы передавали воспринятое ими одушевление детям, а они возводили его к тому же источнику, из которого впервые почерпнули его современники. Так духовное влияние прп. Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. При имени прп. Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады прп. Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа: они - его питательная почва, в них его корни. Оторвите его от них - оно завянет как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память прп. Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты».
Образ Радонежского игумена был и остался путеводным для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, - и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, - все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.
ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ СЕРГИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!