Собрание группы "Встреча" Войскового собора.
17 января 2018 года состоялось очередное собрание группы «Встреча» с настоятелем Александро-Невского собора, отцом Анатолием Петровым.
На этот раз участниками группы были предложены следующие темы для обсуждения:
1) Церковь и государство (надо ли разделять верующему церковное и светское)?
2) Чудеса в церкви. Как правильно к ним относиться?
3) О желаемом и действительном в контексте промысла Божьего в жизни человека.
4) О таинстве исповеди как о личном разговоре с Богом, духовной беседе и благословении священника.
5) «Я вижу проходящих людей, как деревья…» (Мк 8: 24).
По первому вопросу, о Церкви и государстве, их взаимоотношениях, сотрудничестве и разделении, настоятель сослался на «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года, подчеркнув, что природы Церкви и государства различны, поэтому и используются различные средства для достижения своих целей.
Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства пасомыми и для приобретения новых чад.
Церковь непогрешимо проповедует Христову Истину и преподает людям нравственные заповеди, исходящие от Самого Бога, а потому не властна изменить что-либо в своем учении. Не властна она и умолкнуть, прекратить проповедование Истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении Церковь совершенно свободна от государства.
Сама природа Церкви - богочеловеческая. Церковь - это живые люди, личности, объединенные одной целью – восстановления живого общения с Богом, которое имеет бессмертную перспективу.
При принципиальных различиях функций и целей Церкви и государства, в истории были попытки объединить церковь и государство или привести их к общему знаменателю. К сожалению, но скорее наоборот - к радости, такие попытки не увенчались успехом, доказав неотмирность Церкви, что в свою очередь свидетельствует о Её истинности.
Также в ходе освещения указанного вопроса настоятелем были приведены исторические параллели Византийской и Римской империй как образцы попыток соединения государства и Церкви.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (абз. 3 п. 3.5) приводится единственный случай гражданского неповиновения христиан государству: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению.
Таким образом, христианин должен выполнять все требования государства не за страх, а за совесть, кроме одного - когда государство требует отказаться от Христа.
По второму вопросу, о чудесах в Церкви и правильному отношению к ним, настоятель подчеркнул, что истинный христианин не ищет чудес в своей жизни.
Бескорыстная любовь к Богу и людям – это основной принцип взаимодействия людей с Богом. В этом смысле, чудесное действие Божие может ожидаться человеком, как некая награда, положительная оценка его действий, и в этом значении приобретает в сознании человека корыстное переживание и восприятие.
Человек, верующий в Бога, живущий духовной жизнью, происходящие в своей жизни события, воспринимает как нечто естественное, даже если с точки зрения физических законов это выглядит как чудо.
Знание Закона Божьего, чтение жизнеописания святых, жизнь в Духе - это то, к чему должен стремиться истинный христианин. Искать главное в своей жизни и утверждать его в своем внутреннем человеке.
Чудо само по себе доказывает только, что мир не сводится к физическим актам природы, к материальному существованию, что есть сверхфизическая реальность.
По третьему вопросу, о желаемом и действительном в контексте промысла Божьего в жизни человека, протоиерей Анатолий подчеркнул, что указанный вопрос всегда решается через смирение. Происходящее в жизни человека необходимо воспринимать как данность, с которой человек не спорит. В таком случае постепенно острота собственных желаний уменьшается, и человек принимает Волю Божию. В результате остается только одно желание - принимать все происходящее как Промысел Божий, со смирением ставя себя перед Богом.
Наиболее ярко это выражено в ежедневной молитве Филарета (Дроздова): «Господи! Не знаю, чего просить у Тебя! Ты один знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему — чего и сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения. Только предстою пред Тобою, сердце моё отверсто. Ты зриши нужды, которых я не зрю. Зри! — и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».
Отвечая на четвертый вопрос, о таинстве исповеди как о личном разговоре с Богом, духовной беседе и благословении священника, настоятель подробно освятил каждый аспект указанного вопроса.
По сути, исповедь человека перед Богом происходит лишь однажды и продолжается всю человеческую жизнь. Для исповеди нужно понять свою личную жизненную правду как неправду в глазах Божиих (перед Богом) и отречься от нее. Правда Божия – это Крест Христов. Правда Божия не зависит от закона справедливости, и если, как нам думается, мы испытываем несправедливость по отношению к себе, то, стараясь принять ее, мы поднимаемся на другой уровень понятия этого слова, как «праведность во Христе» и становимся ближе к Иисусу Христу, смиренно и добровольно воспринявшего несправедливый приговор и без внутреннего и внешнего ропота претерпевший его исполнение на себе даже до смерти.
При этом священник, который принимает исповедь у христианина является свидетелем (поручителем) жизни человека перед Богом.
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
Исповедь (Таинство покаяния) – Таинство Православной Церкви, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом.
Исповедь является неотъемлемой частью жизни христианина. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости».
Форма исповеди в том виде, в которой она существует в настоящее время, возникла в IV веке нашей эры, ранее в церкви община отвечала за грехи члена общины, выполняя в прямом смысле заповедь апостола Павла: «исповедайте друг другу согрешения ваши и молитесь друг за друга». После того, как члены общины утратили способность носить немощи друг друга, утратили общинный образ мышления и поведения, право принимать исповедь человека было сосредоточено на священных лицах.
Принимает исповедь глава христианской общины – архиерей. А в нашей повседневной практике – посланный архиереем священник: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). То есть грех может быть прощен, если будет представлен на Суд Святого Духа и кающимся и свидетелем (то есть – принимающим кающегося). А Дух Божий, как мы знаем, смог действовать в людях только после искупительного смертного страдания Сына Божия и только ради или благодаря этим страданиям. Поэтому фактически поступок человека ставится или испытывается перед лицом этих страданий Христовых. И может быть прощен, если выполняются два необходимых условия: 1) кающийся отрекается от своего дела во Имя пострадавшего за него Христа, и 2) покрывающий грех покрывает его во Имя пострадавшего Христа. Через покрывание (прощение) греха своего ближнего открывается душа обидчика, и прощающий духовно приобретает этим поступком волю и дух своего обидчика. Так действует закон покрытия греха, но только перед Богом, которому принадлежит последнее слово и окончательный суд над согрешившим. А прощающий здесь подражает Христу. И это он может сделать только бескорыстно с полной самоотдачей себя Богу. Без этих условий этот поступок – покрытие греха ближнего, не достигнет цели преодоления греха.
Поскольку священник несет ответственность перед Богом за прощение грехов кающегося, он может наложить епитимью как условие прощения греха, которую следует выполнять и воспринимать как наставление старшего брата во Христе.
Если не все понятно из наставлений священника, или человек чувствует духовно, что он не готов внутренне – своим духом усвоить и выполнить правило епитимии – необходимо сразу же предупредить об этом священника и выяснить все непонятные вопросы, не смущаясь этими вопросами, якобы не желая поставить священника в неловкое положение.
Духовные ценности разумом не познаются, их нужно познавать своим сердцем – внутренним человеком, духом, которым живет человек. Сердце человека – это не только его душа, это еще и орган познания и усвоения духовных знаний, которые в большинстве своем вообще невозможно описать разумом. Это одна из причин, по которой никто из апостолов – тайновидцев и собеседников воскресшего Христа – не изложил письменно тайны Царствия Небесного, раскрытые им их Божественным Учителем.
Необходимо отличать от исповеди духовную беседу, которая является своего рода "техническим" средством для духовного роста и должна совершаться за рамками богослужений. При этом, приходя за советом к священнику, следует обращаться к более опытным священнослужителям, возможно самим прошедшим через подобные испытания.
Благословение священника Именем Господним нужно принимать с благодарностью и ответственностью за последующее выполнение испрошенных наставлений. Благословение берется у священника на дела, которые человек готовится совершить во Имя Божие, а не в свое имя. И в этом значении, он так же берет на себя ответственность за выполнение этих дел. Причём отвечать предстоит не перед священиками, а перед Богом, и не словами, а результатами озвученных дел.
Имея свое достоинство перед людьми, благословить во имя свое могут родители своих детей, муж – жену и т.п. Благословлять во Имя Божие могут только священники. А призывать Благословение Божие на других людей может любой человек, если он имеет внутри себя убеждение в своей чистоте перед Богом, и молитвенное дерзновение перед Ним.
Автор:
Анна,
старшая группы "Встреча"
По пятому вопросу: «Я вижу проходящих людей, как деревья…» (Мк 8: 24)
Слова евангельского исцеленного слепого здесь приведены в аллегорическом значении – для описания охлаждения людей друг ко другу.
Если брать во внимание отчуждение друг от друга людей века сего, то христианин в окружающих людях должен стремиться видеть не чужих, а исходить из принципа общечеловеческого братства, ведь мы все сотворены Одним Богом. Во взаимоотношениях между людьми существуют разные круги родства, круги сближения: самый широкий круг – все мы, люди, подобные друг другу и созданные по одному Образу. Самый узкий круг – это моя семья. И наша задача – жить так, чтобы искать сближения с окружающими людьми, но делать это разумно, не допуская разочарований ни в себе, ни в окружающих нас людях.
Автор:
Владимир,
участник группы "Встреча"
В завершение беседы настоятель ответил и на другие вопросы, которые были заданы пришедшими для участия братьями и сестрами. Всего было 15 человек.
* При полном или частичном цитировании материалов с сайта обязательна ссылка:
устная - для теле- и радиопрограмм, письменная - для печатных и интернет-изданий.