13 декабря 2017 года в группе «Встреча» состоялась беседа на тему: «Роль женщин в православном свидетельстве».

13 декабря 2017 года в группе «Встреча» состоялась беседа на тему: «Роль женщин в православном свидетельстве».

20.12.2017

   13 декабря этого года в группе «Встреча» состоялась беседа на тему: «Роль женщин в православном свидетельстве (Рим. 16: 1-15; Флп. 4: 2-3; Кол. 4: 15; 1 Кор. 11: 5; 1 Тим. 5: 16)», на этот раз по условиям общения – без батюшки, но с чаепитием. Пришло 20 человек, в основном сестры, однако и три заинтересованных брата. Помолившись святому апостолу Андрею Первозванному (именно его память чтится в этот день согласно церковному календарю), обсудили сначала исторический вопрос, каким раньше было участие женщин: дев (один из чинов ранней Церкви), диаконисс (одно из церковных служений в древней Церкви, которое исполняли женщины), вдовиц.

  Пересказывать здесь не будем, желающие могут прочесть самостоятельно о вышепересиленных понятиях из указанных источников:

"Девы" - http://www.pravenc.ru/text/171555.html
"Диаконисса" - http://www.pravenc.ru/text/171915.html
"Вдовство" - http://www.pravenc.ru/text/149997.html
"Вдовицы церковные" - http://www.pravmir.ru/vdovicy-cerkovnye/

  Рассмотрели также ссылки на Священное Писание, из которых сделали вывод об оказании посильной помощи таковым людям, желающим послужить Богу и ближнему, тем более что это сестры (девушки, женщины).

  Потом Владимир, один из участников, группы задал вопрос: а сейчас, как и нужно ли это теперь? Разговор принял оживленную форму, и обсуждение затянулось далеко за установленное время. Было такое впечатление, что никто не хочет уходить. Конечно, сестер волновал вопрос: как же совместить служение Марфы и Марии (Лк 10: 38-42)? Пришли к общему выводу, исходящему из слов Священного Писания, тем более, что в этот момент в Церкви читалось 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла:

Гл. 2, стих 20, 21:
«А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело».

Гл. 3, стих  17:
«Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

Гл. 4, стихи 3-5:
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое».

  А вывод такой: многие привыкли мыслить стереотипами, в том числе относительно исторических событий и фактов. С одной стороны, мы хорошо знаем о том, что в христианстве все равны. Апостол Павел говорит, что нет ни мужского пола, ни женского – для спасения души не важно, кем является человек – мужчиной или женщиной, а половые различия не могут свидетельствовать, что кто-то является более совершенным с духовной точки зрения. То есть, с одной стороны, христианство явно провозглашает духовное равенство, но с другой, если мы посмотрим на историю, то увидим, что социального равенства никакого не было и нет, даже  до нынешнего времени. В христианской традиции различия между мужчиной и женщиной – иерархические, то есть муж – глава семьи, жены, но эти различия переносились и на отношения социальные. В античной и средневековой традиции женщина занимала подчиненное положение в отношении мужчины, которым и рассматривалась как неполноценное существо, хотя в христианстве этот тезис никогда не провозглашался.

  
И то, что женщины сейчас начинают играть большую роль, когда меняются условия церковной жизни – это неизбежно.

  
И, собственно, в роли помощниц в Церкви женщин никто не отрицает. И чтение, и пение, и хозяйственная помощь женщин в храмах существует до сих пор и, конечно, все это до определенных пределов: женщина по-прежнему, несмотря ни на какие изменения, не может выполнять священнических функций в Церкви, что  согласуется со Священным Писанием.

  
Но, надо стараться жить так, как написано в Евангелии, и те идеалы, которые провозглашаются в апостольской традиции, должны быть воплощены на практике, в том числе по отношению к женщине.

  
Если мы говорим о некоем духовном равенстве мужчины и женщины, мы должны его воплощать на деле. Не должно быть домашнего насилия, презрительного отношения к женщине и ее работе, ее служению, должно быть соответствующее отношение к многодетности, к воспитанию детей, ведь каждый человек, будь то мужчина или женщина, есть образ Божий.


Автор:
Мария Маслова,
участница группы "Встреча" Войскового собора



* При полном или частичном цитировании материалов с сайта обязательна ссылка:
устная - для теле- и радиопрограмм, письменная - для печатных и интернет-изданий.