Собрание группы "Встреча" Войскового собора.

Собрание группы "Встреча" Войскового собора.

28.11.2017

  22 ноября 2017 года состоялось очередное собрание группы «Встреча». Присутствующих было около 30 человек. Тема беседы «Уроки истории. Церковь и государство 1917-1918 годы».

  Настоятель собора протоиерей Анатолий Петров начал разговор с обзора исторических статей, заинтересовавших его авторов по указанной теме.

  Это последние выступления епископа Тихона (Шевкунова), общая мысль которых состоит в том, что действие народа в указанный исторический промежуток оценить как стабильное невозможно. По сути, имело место массовое воздействие на человеческое сознание, людям были внушены определенные идеи с целью влияния заинтересованных лиц.

  Далее статья «Блуд, аборты, слом традиций» историка Елены Беляковой, где она пишет о кризисе народной религиозности накануне революции 1917 года.

  Чтобы показать состояние духа и умов офицеров и солдат в этот исторический период отец Анатолий апеллирует к работам протопресвитера Русской армии и флота Шавельского Георгия Ивановича, где он так же достаточно подробно описывает и состояние армейских священников.

  Резюмировав вышеуказанное, батюшка предложил для осмысления следующую историческую картину.

  В России накануне 19 века произошел всплеск рождаемости на селе, вследствие этого в сельской местности было построено множество православных храмов. При этом церковь, являясь государственным институтом, осуществляла функции регистрации актов гражданского состояния (рождения, брак, смерть), каждый житель был приписан к конкретному храму и состоял в общине.

  После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне (90% населения), получив желаемую свободу, не вполне представляли, как с ней справиться и как ей распорядиться.

 Предреволюционное время характеризует кризис так называемой «традиционной религиозности». Вместе с этим начинается бурное развитие капитализма, рост промышленности в городах. «Свободные» бывшие крестьяне начинают уходить на заработки, возникает «отходничество» и «отхожие промыслы». При этом человек не переселяется полностью в город, а уезжает туда на заработки, однако при этом он теряет связь со своей общиной и церковью. В отличие от сельских устоев, попав в город, мужское население в брак не вступало, что привело к росту «домов терпимости». Каждый четвертый ребенок, рожденный в Петербурге к началу 1900-х годов, являлся незаконнорожденным, число абортов составляло 20% от числа родившихся детей, появляются беспризорные дети. Для них со временем строятся трудовые дома и интернаты.



Слушатели группы "Встреча"
в Зале церковных собраний (нижний придел) Войскового собора.


  Во время Первой мировой войны в русскую армию было призвано 20 миллионов вольного сельского населения, которые отошли от храма, богослужений и своей общины, уклада семейной жизни.

  С другой стороны, на интеллигенцию, начиная с 17 века, влияет европейское вольнодумство, что также способствует большому непониманию между разными классами и сословиями общества. Наблюдается оторванность высших слоев от низших, как в среде чиновников, так и офицерства, а также священнослужителей.

  Таким образом, в данный исторический период человек, по сути, не знал истинного христианского духа, что привело к ситуации, когда можно было при желании довольно легко манипулировать людьми и общественным сознанием, что и произошло накануне революции 1917 года.

  Говоря о религиозности народа, следует отметить, что превалировала система запретов, существовал запрет на чтение Святого Евангелия, духовной литературы в домашних условиях. Власть опасалась прямого толкования и чтения Святого Писания, боясь расколов и шатаний в государстве.

  Могла ли Русская Православная Церковь как-то повлиять на указанную ситуацию, чтобы предотвратить разразившийся кризис?

  Церковные деятели не понимали, что нужно специально уделять внимание крестьянам, которые переселились в город и потеряли связь с общиной и церковью. Реально с рабочими работали единицы священнослужителей: святой Иоанн Кронштадтский, некоторые представители обновленческого толка.

  Митрополит Серафим (Чичагов), единственный из тогдашних представителей епископата, кто вышел с инициативой в Священный Синод с предложением «О возрождении приходской жизни», при этом реформа была возможна только при деятельном участии всех степеней священноначалия, но это не было сделано.

  Современному человеку важно и необходимо провести исторические параллели, сделать выводы с целью предотвращения и недопущения аналогичных ошибок.

  В продолжение беседы участники группы «Встреча» задали вопросы настоятелю собора по обозначенной теме и интересующим вопросам.


Автор:
Шмыкова Анна,
слушательница Воскресной школы для взрослых
Войскового собора г. Краснодара




* При полном или частичном цитировании материалов с сайта обязательна ссылка:
устная - для теле- и радиопрограмм, письменная - для печатных и интернет-изданий.