21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

20.11.2017

«Непрестанно прославляем Тебя, Христе,
премудро соединившаго небо с землею и составившего
одну Церковь из Ангелов и человеков
»
.

Стихира на малой вечерни.


   Неслучайно именно 8 (21 ноября по н.ст.) 1872 года, в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, был освящен один из приделов первого каменного Александро-Невского храма Екатеринодара. Памятуя об этом, в честь архистратига Михаила, покровителя воинства небесного и тёзоименитого святого главнокомандующего Кубанского казачьего войска великого князя Михаила Романова, в 2006 году был освящен нижний придел восстановленного Войскового собора святого благоверного князя Александра Невского в Краснодаре.
 



Празднование престольного праздника Войскового собора Краснодара в нижнем пределе,
освященном в честь Архистратига Михаила. 12 сентября 2014 года.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла
после Божественной литургии
в Архангельском соборе Московского Кремля.
21 ноября 2009 года.

 

  «Дорогие отцы, братия и сестры!

   Сегодня здесь, в Кремле, под сводами Архангельского собора, который является местом упокоения великих наших правителей, в соборе, который был в древности кафедральным собором города Москвы, мы торжественно прославляем имя святого Архистратига Божиего Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.

   Мы изображаем на иконах святого Архистратига в виде воина — с мечом, в латах. В своем понимании сверхчувственного мира, мира Божественного человек всегда привносит свои собственные человеческие образы. От нас сокрыто, что такое ангельский мир. Мы этого не знаем и постигнуть не можем: Слово Божие с очевидностью свидетельствует о том, что ангельский мир — это разумная сила, созданная Богом, и это, пожалуй, всё. Еще из слова Божия известно, что эта сила входит в человеческую историю, в человеческую жизнь и что она всегда на стороне правды.



Архистратиг Михаил с ангелами Божиими.
Фрагмент росписи Храма Христа Спасителя, Москва. 

 

   Мы называем Архистратигом Михаилом неведомую Божию силу, называем его главным воином, воеводой всех Небесных Сил, опять-таки привнося свое собственное понимание, свои образы, происходящие от нашей культуры и даже, скорее, от культуры древних людей. Иногда современный человек, не воспринимая ту древнюю культуру, через которую выражались величайшие таинственные и Божественные истины, отмахивается от этих истин. Мне приходилось слышать такие размышления: «Ну, в Бога я еще верю, а в ангелов, конечно, не верю» — потому что для такого человека ангелы — это либо воины, закованные в латы, либо младенческие лики с крыльями.

   Современный человек не может понять этой символики. Современное общество не имеет собственных символов, чтобы выразить эту таинственную реальность небесной жизни. И поэтому мы используем те символы и образы, которые пришли к нам из древности, и нас это не должно смущать. Мы только должны ясно понимать, что внешние образы, пришедшие из нашей древней культуры, не покрывают той таинственной реальности, которая закрыта для нас по воле Божией.

   Из Ветхого Завета мы узнаем, что само слово «Михаил» значит «кто как Бог». Это сила, которая имеет такую мощь, которая сравнима с Божественной силой. Бог создал эту силу, и она входила в человеческую историю, в жизнь ветхозаветного народа, в том числе помогая народу в сражениях с врагом. Наверное, именно эти факты ветхозаветной истории и сформировали устойчивый образ, что Михаил — тот, кто как Бог помогает, в том числе, и воинству. И это совершенно верно, потому что последующий опыт Церкви свидетельствует о том, что молитва к святому Архистратигу Михаилу помогает людям, призванным защищать народ свой, отражать агрессию и побеждать врага. Никакое оружие противника — самое технологическое, самое страшное — не может победить силы Божией. Архистратиг Михаил способен разрушить любую силу человеческую, любое оружие, если мы призываем его святое имя. Но его имя нельзя призывать, если силой оружия человек творит неправду, если он участвует в агрессивной войне, которая несет страдания людям. Тогда Архистратиг отступит и, наоборот, накажет того, кто несправедливо поднимает свой меч.

   Сила Божия не уяснима человеческим разумом. Но когда мы переступим порог нашей физической жизни и предстанем пред лицом Божиим, мы все увидим и многое поймем. Об этом говорит нам апостол Павел: он нашу реальность, нашу способность сегодня из этого мира прозревать мир сверхчувственный сравнивает с тем, как человек взирает на окружающую его действительность через тусклое стекло (ср. 1 Кор. 13:12). Через мутное стекло не видно света. Матовое стекло скрывает то, что за ним: можно лишь различать свет и тень, можно лишь только предугадывать, что происходит за этим матовым стеклом. Вот так мы сегодня лишь предугадываем то, что реально существует в сверхчувственном мире. Но когда мы умрем, то увидим все лицом к лицу и узнаем, что такое сила ангельская, почувствуем и силу Божию, как ее не чувствуем, живя в этом мире.

   Но и сегодня, воспринимая Божественные истины верой — те истины, что даны нам в Слове Божием, — мы должны стремиться к тому, чтобы, усваивая эти истины, жизнь свою устроять в соответствии с Божией волей и Божиим законом. И еще одному учит нас сегодняшний день: Архистратиг Михаил был той силой, которая низвергла денницу, одного из ангелов, который возгордился и противопоставил себя Богу. Сила Михаила сильнее силы диавола. Михаил низверг денницу, а значит, и в этой жизни, когда диавол одолевает, то призывание его имени, его силы способно нас оградить от силы диавольской.

   И ангельский мир, и мир демонов — это реальный мир. И если мы, взирая на этот мир через матовое, тусклое стекло, не способны различать, что там происходит, то это еще не означает, что там ничего нет. Как человек, взирая на улицу через матовое стекло, знает, что там есть, и ему не придет в голову отрицать существование того, что есть за этим стеклом, так и мы с вами, гадательно воспринимая этот сверхчувственный мир, не должны отрицать этого мира. Только человеческая гордыня и человеческая глупость приводят к тому, что то, что нельзя потрогать рукой и увидеть глазами, отрицается с легкостью.

   Тот мир существует так же реально, как существует наш мир. И знаки величия того мира врываются в нашу жизнь божественными чудесами, и многие из них совершаются силой ангельской — той самой разумной силой, что Бог создал, в том числе, и для того, чтобы ангельский мир помогал нам, земным людям, быть достойными своего призвания, преодолевать искушения и соблазны мира диавольского и одерживать победы в этой жизни.
 
   Многие воины считают Архистратига Михаила своим покровителем. Так считали наши древние правители, князья. Первый храм в Киеве был воздвигнут в честь святого Архистратига Михаила, и в его честь воздвигались древние храмы по всей Руси. Неслучайно и здесь, в первопрестольном граде Москве, кафедральным храмом града был этот Архангельский Собор, потому что люди знали: своей верой они могут привлечь Божественную и ангельскую силу для преодоления трудностей, в том числе грозных, военных трудностей, с которыми они сталкивались. И хорошо известно из истории, что по силе молитвы, по силе веры даровалось народу нашему избавление от супостатов силой ангельской, силой Божественной.



Архангельский собор Московского Кремля.

 

   Вот и сегодня, празднуя день святаго Архистратига Божия Михаила, мы, люди XXI века, окруженные разными чудесами техники, живущие в обществе, из которого исторгается вера в Бога, должны эту веру крепко хранить и помнить, что все то, что Бог открыл людям, есть абсолютная, неизменная и непререкаемая истина. И мы верим и в Божие существование, и в существование ангельского мира, равно как верим и знаем, что существует мир бесовский, и в этой борьбе человека с диавольскими искушениями на нашей стороне мир ангельский. Поэтому и молитва наша к Архистратигу Божию Михаилу, ко всем Небесным Силам бесплотным — эта молитва, взыскующая о помощи в трудном сражении, в тяжкой битве, что ведет человек со многими искушениями и соблазнами, которые обращает на него темная диавольская сила. И верим, что ангелы Божии, предстоящие Богу на небесах, и с нами пребывают, поддерживая наши немощные руки в нашей слабой, но реальной борьбе со злом и неправдой. Аминь».
 

О духовном ангельском мире и его чиноначалии.
Собор Архангела Михаила.

Священник Алексий Агапов.

 

   «Дорогие братья и сестры! Сегодня Православная Церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Можно сказать иначе: Собор Архангела Михаила и всех архангелов и ангелов. Давайте сразу проясним слово «архистратиг», кому то, наверное, непонятное. Слово это греческое, и в русском языке есть слово, заимствованное из греческого языка, но звучащее по-русски чуть иначе — стратег.

   Откуда пошел сегодняшний праздник? Сегодня по старому стилю 8 ноября. Ноябрь — одиннадцатый месяц в году, если считать от января. Но в той древности, когда Церковь установила этот праздник, год начинался с марта, а если считать с марта, то ноябрь — девятый месяц.Стратег — это воин, причем не просто воин, а полководец. Архистратег или, как принято произносить, архистратиг — первый полководец, предводитель. Если бы речь шла о земном войске, мы сказали бы: генералиссимус. Архангел Михаил — главный предводитель всех ангельских духовных сил.

   Итак, девятый месяц, восьмой день. Дата, которую выбрал для этого праздника Поместный Лаодикийский Собор, состоявшийся в IV веке, символична. Девятый месяц выбран в честь девяти ангельских чинов, которые я чуть позже перечислю, а восьмой день месяца — в честь Восьмого дня, как называет Церковь день Второго пришествия Христа, день Страшного суда. Днем его называют условно, потому что это уже не тот день, за которым наступает завтрашний, послезавтрашний и все последующие. Это день вечности, день выхода из недельного круга.

   Назначив празднество в честь ангельских сил на 8 ноября, Церковь подчеркнула, что ангелы будут свидетелями перед Богом о нас с вами на Страшном суде. Ангелы уже пребывают вне времени — так они созданы Богом. По-гречески ангел — вестник, то есть они вестники из Божьей вечности, вестники Божьей воли нам, в наш мир, в наше время. Они приносят на землю весть о Божьей воле, хранят человека, храм Божий, всё творение.

   Ангельских чинов, как я уже сказал, девять. Исчислил их святой Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии». Он подчеркивает, что почитание ангелов невозможно без почитания Бога. Тот самый Лаодикийский Собор, который установил сегодняшний праздник, в своем 35 правиле низлагает ересь, то есть ложное измышление, о том, что необходимо поклоняться только ангелам. Ангелы — служебные духи, слуги Божьи. В службе Собору Архистратига Михаила постоянно подчеркивается, что и люди, и ангелы поклоняются Господу Богу, Творцу всего мира — нашего с вами, видимого мира и мира невидимого, ангельского, духовного.

   Попробую перечислить девять ангельских чинов. Они делятся на три разряда: высший, средний и низший, то есть самый близкий к этому миру. В высшем разряде находятся шестокрилатии Серафимы, о которых Церковь говорит, что они — само небесное выражение Божественной любви. Они — самые приближенные к Богу. Затем — многоочитии Херувимы. О них много говорится в Писании — это таинственные существа, которые отовсюду исполнены очей.

   Представить Серафимов и Херувимов мы можем с трудом, но иконописцы изображают их как шестикрылые существа, которые двумя крылами машут в полете, двумя благоговейно закрывают лицо — едва видно очи бывает на иконе, — и двумя крылами закрывают ноги. Конечно, это символичное изображение, но, наверное, точнее земными красками такие невидимые нам духовные существа не изобразить.

   В этот же высший разряд входят Престолы — духовные существа, на которых как на престоле восседает Сам Господь.

   Средний разряд — Господства, Силы и Власти. Господства сообщают волю Божью, ведут к ее исполнению земных властителей, помогают сильным мира сего господствовать над своими небогоугодными намерениями. Силы ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым угодникам Божьим. Власти помогают роду человеческому властвовать над своими страстями.

   И низшая ангельская триада — Начала, Архангелы и Ангелы. Начала управляют природной стихией. С большим облегчением я перехожу к Архангелам и Ангелам, потому что именно эти ангельские существа мы хоть как-то можем представить. И даже на иконах их изображают не как таинственные существа, у которых и лик мы не можем разглядеть.



Собор Архангела Михаила. Икона, 1804 год.

 

  Священное Писание говорит о них как о светлых юношах, так они и изображаются, но в православной традиции — с крыльями. О крыльях у Ангелов в Священном Писании ничего не говорится, это символическая часть иконы. Большинство искусствоведов и богословов говорят, что крылья у Ангелов символизируют их быстроту, с которой они приходят в этот мир и приносят весть о воле Божьей.

   Лично мне ни разу в видении Ангел не являлся, если кому-то являлся, он, может, точнее скажет. Но в небесной иерархии Архангелы и Ангелы ближе всего к нам, людям, по своему духовному облику. Некоторые богословы говорят, что душа человека похожа на его тело. Она заполняет весь наш организм. Ангелы — такие духовные существа, которые отличаются от нас лишь отсутствием телесной оболочки.

   Почему я сказал, что с облегчением пришел к Ангелам и Архангелам? Мы мало что можем сказать о тех неизреченных ангельских чинах, которые с такой скрупулезностью перечислил Дионисий Ареопагит. Более того, можно и растеряться, прочитав в духовных книгах после перечисления всех чинов, что выше над всеми ангельскими силами стоит Архангел Михаил.

   Он, с одной стороны, относится к низшей триаде из девяти ангельских чинов, но, с другой стороны, он предводитель всех Небесных Сил. Почему? Друзья, не спрашивайте меня, я этого тоже не разумею. Нужно просто понять, что все попытки человека описать духовный мир упираются в человеческую ограниченность.

   Господь открыл нам через Свою Церковь, что есть девять ангельских чинов. Это красивое построение в духе византийского богословия, у нас нет повода его отрицать. Мы верим в это церковное предание и с радостью молимся святому Архангелу Михаилу как предводителю всех ангельских чинов. Едва ли не с самого Крещения Руси русские воины молились ему, просили его как полководца всех Небесных Сил вступиться за русское войско.

   Вряд ли можно молиться перед тем, как ты пойдешь грабить и убивать несчастных, беззащитных. Молитвенное обращение к Архангелу Михаилу как покровителю небесного воинства возможно, только когда бьешься за правое дело.

   На иконе Архангел Михаил изображается с мечом. Именно этим мечом он низверг с небес сатану. Церковное предание говорит, что и после Второго пришествия Христа он окончательно заточит сатану в преисподней и будет сопровождать праведников в Царствие Небесное.

   Будем молить Архангела Михаила, чтобы он оградил нас от всякого зла, но не станем вкладывать в молитву свои враждебные чувства. Не надо забывать, что меч Архангела Михаила разит всякое зло, а мы носим зло в себе. Это зло — наши грехи. Поэтому молясь Архангелу Михаилу, чтобы он укротил обидчика, заглянем внимательно в собственное сердце и побоимся, как бы он и нас не поразил своим мечом, если мы окажемся несправедливы в наших делах, неправедны в чувствах.

   Храни вас Господь! Желаю вам помощи Архангела Михаила, всех Архангелов и Ангелов и ваших Ангелов Хранителей!»

 

Источники: пресс-служба Войскового собора св. блгв. кн. Александра Невского г. Краснодара
                           официальный сайт Московского патриархата
                        сайт "Православие.Ru"
                        сайт "Азбука.Ru"
                        сайт "Православие и мир"


                        

* При полном или частичном цитировании материалов с сайта обязательна ссылка:
устная - для теле- и радиопрограмм, письменная - для печатных и интернет-изданий.