Собрание группы общения "Встреча" и сестричества войскового собора

Собрание группы общения "Встреча" и сестричества войскового собора

23.05.2017

   17 мая 2017 года состоялось очередное собрание группы общения "Встреча" совместно с сестричеством войскового собора. Тема для беседы была обозначена следующим образом:  "Праздник Преполовения Пятидесятницы".

Настоятель собора, протоиерей Анатолий Петров, начал разговор со Священного Писания - Евангелие от Иоанна, зачало 26, Ин. 7: 14-30, в котором упоминается об этом празднике.

Название праздника – Преполовение – означает половину срока, то есть середину по времени между двумя событиями – Пасхой Христовой и днем рождения Церкви - Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. Таким образом, Преполовение всегда бывает в среду 4-ой седмицы (недели) после Пасхи. 

Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил.

 



Преполовение Пятидесятницы. Сербия. Дечаны, XIV в.
Фото сайта ruicon.ru 


Праздник Кущей был одним из трех великих еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой пророк поставил Скинию. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня был обряд торжественного возлияния воды.

В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» От Божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой.

День Преполовения – древний христианский праздник. О нем упоминал в своих поучениях святитель Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – преподобный Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа в праздник Преполовения Пятидесятницы и после литургии совершает малое освящение воды, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

В продолжение темы беседы отцом Анатолием было предложено  рассуждение о Святом Духе: как Он проявляет себя во внешнем мире, как действует внутри человека, как Он действовал изначально на христианские общины. Затронута актуальная тема: Церковь как организм и церковь как  организация и Ее внутренние проблемы.

Также в ходе встречи были затронуты следующие вопросы: почему евангелисты не рассказали в своих Евангелиях о тайнах Царствия Небесного, которые были им открыты воскресшим Господом в беседах после своего воскресения? Почему наши молитвы могут остаться чужими (то есть изложением чужого духовного опыта), и мы можем так никогда и не пропустить эти слова через свое сердце и не сделать их своим духовным опытом. Почему зачастую мы ограничиваемся только внешней церковной обрядовой жизнью и не начинаем вести внутреннюю духовную жизнь?

При этом,  настоятель подчеркнул, что Господь наш Иисус Христос  не оставил никакой системы для последователей, он озвучил лишь принципы (которые прозвучали, например, в Нагорной проповеди), открыл лишь дверь и указал направление движения к этой двери в Царствие Небесное. Всю жизнь в человеке идет борьба между действием по своей воле и действием по Воле Божьей, духовный опыт каждого человека субъективен и уникален, поэтому перенять или повторить чужой опыт в духовных вопросах не представляется возможным. Вся святоотеческая литература посвящена тому, как сделать первый шаг в духовной жизни, далее человек должен в ней сам личностно возрастать в синергии с Богом.

Протоиерей Анатолий напомнил собравшимся  о духовном произведении ранней христианской литературы -  "Пастырь" Ерма, написанное в форме откровения. Опираясь на высшее откровение, указывая на близкий конец мира, Ерм хочет своею проповедью о покаянии противодействовать вторгшейся в Церковь распущенности нравов и возвести христианскую жизнь к первобытной простоте, строгости и чистоте.

В окончании разговора настоятель рекомендовал собравшимся обратить своё внимание на русскую святоотеческую литературу, жития святых и в частности труды новомученника Михаила Новоселова. 

Не лишним будет напомнить наставление, которое дал верующим касательно обсуждаемого предмета великий апостол языков: «Духа не угашайте, пророчествия не уничижайте, вся же искушающе добрая держите» (1 Сол. V:19 - 21).

Следующее собрание группы "Встреча" состоится в сентябре 2017 года, информация будет размещена заранее на сайте собора.


Автор: Анна Шмыкова

При подготовке статьи использованы материалы интернет-издания "Православие и Мир"