Ко Дню народного единства

Ко Дню народного единства

01.11.2016

Память событий, легших в основу нынешненго празднования напоминает нам о подвиге Ивана Сусанина, который ценой собственной жизни спас от нападения польского отряда на будущего государя – Михаила Федоровича Романова. К празднованию Дня народного единства предлагаем Вам проповедь архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова), произнесенную в г. Костроме в 2011 году ко дню памяти подвига народного героя Ивана Сусанина.


"Сегодня память замечательного человека, народного героя Ивана Сусанина. Фактически он спас Российскую державу: провел поляков, которые искали убить Михаила Федоровича Романова (будущего государя) в болото. Все эти исторические события на нашей земле, они по-особенному звучат — подвиг Иоанна Сусанина, — звучит особенно и клятва Ивана Сусанина перед иконой Божией Матери, о том, что он будет защищать свое Отечество уповая на Бога. И вот когда мы вспоминаем это событие, оно скоро будет отмечать четырехсотлетнюю годовщину, мы всегда думаем: «вот так Господь воздвигает человека! Это подвиг одного человека или целого народа?» - конечно же - целого народа! И народ рождает такого выдающегося человека, который принимает на себя подвиг. Подвиг на который его воздвигает сам Господь. Жертвуя собою в смутное время он спасает всю Россию. Потому что Россия была готова к принятию этого величайшего дара — с одной стороны подвига Ивана Сусанина, и, с другой — величайшей милости Божией к нашему народу - что Господь еще пробавил милость нам. Точно так же преподобный Сергий благословлял на битву князя Дмитрия Донского: «иди и победишь Мамая». Стоит отметить, что приходил князь к Преподобному неоднократно, и только однажды он услышал: «иди и победишь».

 

Почему так? Потому, что народ уготовил себя. Он готов. Каким образом? Посредством упования только на Бога. Народ взыскивает Бога и Бог помогает народу. Тогда понятной становится фраза «что история есть обнаружение духовной реальности». Если мы сейчас терпим такие испытания, и еще, возможно, нас впереди ждут гораздо сильнее и страшнее испытания. То почему это? — потому, что народ перестал каяться. То количество людей, которое ходит в церковь оно недостаточно, чтобы светить миру и преображать наш народ, его недостаточно. Мы всегда думаем, что кто-то должен прийти и помочь нам — даровать нам новую жизнь. Где бы взялись руководители, которые нами бы руководили и мы бы жили хорошо. Мы только ждем, что кто-нибудь вместо нас что-нибудь сделает. Поэтому и говорят, что церковь это хорошо, но немножко она не дорабатывает. А народ русский дорабатывает? — только тем, что мечтает о том, что хорошо было бы так. Но не идет в церковь. А что хорошо? Чтобы были наполнены холодильники, работал телевизор, была работа и зарплата. А в Бога верить и в церковь ходить - не обязательно.

Такая позиция – иллюзия. Мы дети Божии. Если мы дети Божии, а это совершенно очевидно, то в таком случае и нам необходимо вспомнить о том КТО МЫ ЕСТЬ? Как мы живем, к чему мы должны готовиться, к чему мы должны стремится и каковы наши идеалы. Даже в семейной жизни, когда мы созидаем нечто в своей семье. Мы даже не знаем, что мы строим. Мы просто поженились (вышли замуж) мы рожаем детей. А для чего? Сначала следует ответить на вопрос: «а для чего мы живем, чего мы хотим в этой жизни?». Но никак мы не хотим задать себе этот вопрос. Если же мы задаем этот вопрос, самый главный для нас, то на ум приходит ответ: средство к существованию, место работы, крыша над головой, питание и т. д. Но почему же мы не думаем о Божественной милости, о Божественной благодати. Почему в течение стольких веков существует человечество, и человечество совершенно определенно знает, что все мы — дети Божии.

Но,
к сожалению мы всегда выбираем только мрак (темноту). Потому что это слаще. Его (мрака-ред.) грех сладок, и мы думаем о том, как бы грешить. И грешим с удовольствием. Но почему же в таком случае мы не идем к Богу, ведь должно быть уже и достаточно — мы напитались грехом, можно и остановиться? Но этого не происходит. Почему?

Велика, видимо, инерция. 80 лет мы жили не с Богом. Мы отказывались особенным образом от Бога. Мы разрушали свои святыни, мы уничтожали тысячами духовенство, мы уничтожали храмы, разрушали монастыри. И вот сейчас церковь большими трудами пытается воссоздать, что было разрушено русским народом, который считался богоизбранным, Богоносцем.

Церковь стараемся созидать, а народу это по большому счету и ненужно. Храмы продолжают пустовать, стоять разрушенными, в монастырях единицы таких которые отказались от мира и стремятся к Богу, это все единицы. И сколько же это будет продолжаться, дорогие братья и сестры? До тех пор, вероятно, пока наше же беззаконие не накажет нас.

Да, видимо приближается время, когда наше беззаконие, наше отступление и будет наказывать нас. Но одумаемся ли мы или сможем одуматься в тот момент испытаний? Сможем ли мы выбрать в момент испытания Бога? — это серьезный вопрос. А для того, чтобы мы его избрали в самый трудный период нашего бытия необходимо вспомнить благоразумного разбойника, который на кресте нашел в себе силы обратиться к Богу за помощью. И с величайшим воплем он возгласил и обратился к Нему: «Помяни мя Господи во Царствии Твоем!» Он нашел в себе силы. Потому, что в течение всей своей жизни он себя не оправдывал. И церковь его именует благоразумным разбойником.

 

Ненужно себя оправдывать дорогие братья и сестры. Важно, конечно, чем занимается человек, но важнее здесь обратить внимание на свое сердце. А с каким настроением я делаю то или иное свое дело? Какой мотив здесь я избираю — по любви к Богу, по любви к человеку или же по любви к себе и из расчета? И действительно ли я люблю Бога?

Иоанн Сусанин отказался от своей жизни, потому, что любил свое Отечество, любил свой народ. И он помыслить не мог иначе, когда ему предлагали предательство. Он, и для него это было естественно, избрал только смерть. Но ради того, чтобы его народ жил. Потому, что будущее у народа есть только тогда, когда он живет с Богом."