Благодатный Огонь — свидетельство Иерусалимского Патриарха Диодора I

Благодатный Огонь — свидетельство Иерусалимского Патриарха Диодора I

02.05.2016
Предлагаем нашим читателям очень подробное интервью о Благодатном Огне Иерусалимского Патриарха Диодора I (1981 — 2000),. В нем совершенно ясно сказано, что это чудо, а не просто церемония, и очень подробно рассказано, как оно происходит. Интервью на английском, взято в 1998 году католиком. Наверно, потому оно и не было известно у нас, а циркулировало себе на английских сайтах все это время. Автор — Niels Christian Hvidt.

Тот факт, что интервью взял католик, да еще богослов, свидетельствует о его подлинности, неискаженности.

Обратите внимание, что Православная Церковь это чудо особо не рекламировала. Только в последние лет 15 оно стало известным благодаря бурному развитию интернета и телевидения. И даже сейчас оно не особо рекламируется — ведь наиболее убедительное свидетельство взято в интервью католика, а так — очень редко встречаюся прямые утверждения, что это чудо, и это даже послужило соблазном многим православным говорить, будто это простая церемония. В «Законе Божием» прот. Серафима Слободского (это 1966 год) сказано, что почти никто тогда не знал об этом чуде:

Сегодня всем известно о чудесном явлении Благодатного огня, который возникает уже долгие века из года в год в Великую Субботу на гробе Господнем, в Иерусалиме, т. е. на месте погребения и славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Вот перевод этого интервью с Патриархом Диодором.

...Чтобы проверить, я отправился в Иерусалим, чтобы поприсутствовать на церемонии, на которой происходит чудо схождения Благодатного Огня, и я могу засвидетельствовать, что это чудо происходило не только в Древней Церкви и в Средние Века, но также и 18 апреля 1998 года. Иерусалимский Патриарх Диодор I — человек, который каждый год входит в Кувуклию, чтобы получить Благодатный Огонь. Он является Иерусалимским Патриархом с 1982 года и, таким образом, главным свидетелем чуда. В этом году перед церемонией Патриарх принял нас на частной аудиенции, и у меня была возможность говорить с ним о чуде с тем, чтобы точно узнать, что происходит в Кувуклии, и какое значение это чудо имеет для него лично в его духовной жизни. Более того, благодаря его покровительству, меня пустили на балкон купола Храма Гроба Господня, откуда открывался хороший вид на людей, собравшихся вокруг Кувуклии в ожидании «Великого Чуда Благодатного Огня».
...
Свидетельство Патриарха
...
Невозможно проследить за тем, что происходит в Кувуклии, поэтому я спросил у Патриарха Иерусалимского Диодора об этом.

— Ваше Святейшество, что происходит, когда вы входите в Кувуклию?

— Я вхожу ко Гробу и с благоговейным трепетом становлюсь на колени перед тем местом, на котором Христос лежал после Своей смерти и на котором воскрес. Молитва у Гроба Господня уже сама по себе всегда является для меня очень священным моментом на очень святом месте. Это отсюда Он воскрес со славой, и это оттуда Он разнес свой свет в мир. Иоанн Евангелист пишет в первой главе своего Евангелия, что Иисус — свет миру. Преклоняя колени перед местом, где Он воскрес, мы становимся в непосредственной близости от Его чудесного воскресения. Католики и протестанты называют этот храм «Храм Гроба Господня». Мы называем «Храм Воскресения». Воскресение Христа для нас, православных — центр нашей веры. Через воскресение Христос окончательно победил смерть, не только Свою смерть, но и смерть всех, кто будут близкими к Нему.

— Я верю, что то, что Благодатный Огонь сходит именно на этом месте — не случайное совпадение. В Мф. 28.3 сказано, что когда Христос воскрес, явился Ангел, одетый весь во вселяющий страх свет. Я верю, что поразительный свет, в который был одет Ангел при воскресении Господнем — это тот самый свет, что является чудесным образом каждую Великую Субботу. Христос хочет напомнить нам, что Его воскресение — реальность, а не просто миф; Он действительно пришел в мир, чтобы принести необходимую жертву через Свою смерть и воскресение, чтобы человек смог вновь соединиться со своим Творцом.

Синий свет

— Я пробираюсь сквозь темноту во внутреннее помещение, и падаю там на колени. Здесь я возношу особые молитвы, что дошли до нас через столетия и, прочитав их, жду. Иногда я жду несколько минут, но обычно чудо происходит сразу же, как только я прочитаю молитвы. Из среды самого камня, на котором Иисус лежал, изливается неописуемый свет. Он обычно голубого оттенка, но цвет может изменяться и приобретать много разных оттенков. Его невозможно описать человеческими словами. Свет поднимается из камня, подобно тому, как туман поднимается из озера — выглядит почти так, как будто камень покрыт влажным облаком, но это свет. Этот свет каждый год ведет себя по-разному. Иногда он покрывает только камень, а иногда заполняет всю Кувуклию, так что если бы люди, стоящие снаружи, заглянули внутрь, то увидели бы ее наполненной светом. Свет не обжигает — я ни разу не обжег бороду за все шестнадцать лет, что я был Патриархом Иерусалимским и принимал Благодатный Огонь. Свет другой консистенции, чем обычный огонь, горящий в масляной лампе.

— В определенный момент свет поднимается и приобретает форму колонны, в которой огонь уже другой природы, так что я уже могу зажечь от него свечи. Когда таким образом я зажигаю огнем свечи, я выхожу и передаю огонь вначале Армянскому Патриарху, а потом Коптскому. Затем я передаю огонь всем людям, присутствующим в храме.

Символическое значение чуда

— Что вы чувствуете во время чуда, и какую роль оно играет в вашей духовной жизни?

— Чудо затрагивает меня все так же глубоко каждый год. Каждый раз для меня — это очередной шаг на пути к обращению к Богу и раскаянию в грехах. Лично для меня является большим утешением думать о верности нам Христа, которую Он показывает, даруя нам святой огонь каждый год, несмотря на наши человеческие пороки и недостатки. У нас в церквях происходит много чудес, так что в чудесах для нас нет ничего странного. Иконы часто мироточат, когда небо хочет показать нам свою близость; также у нас есть святые, которым Бог дает много духовных даров. Но ни одно из этих чудес не имеет такого глубоко трогающего и символического значения для нас, как чудо Благодатного Огня. Это чудо — почти как таинство. Оно делает воскресение Христа таким близким к нам, как будто Он умер несколько лет назад.

Источник: Православный Апологет