Собрание священнослужителей Екатеринадарской епархии.

Собрание священнослужителей Екатеринадарской епархии.

29.03.2016
На собрании выступал Высокопреосвященнейший Владыка. Секретарь кубанской епархии протоирей Илья Быстров, настоятель кафедрального собора протоирей Игорь Олжабаев.

Поводом собрания послужил спор среди прихожан вызванный встречей главы Русской Православной Церкви патриарха Кирилла и главы Римско-католической Церкви  папы Франциска. Докладчики обратили внимание священников, что главной темой встречи стал вопрос гонений на христиан на Ближнем Востоке был главной темой встречи глав Церквей. А вопросы церковно-догматического характера не рассматривались, что отражено в декларации по итогам встречи. Тем не менее, в епархиальное управление стали поступать петиции с требованиями «отложиться», «осудить», «не поминать» и т.п.

Глава Кубанской митрополии открыл собрание клириков речью:

"Всечестное пресвитерство, отцы благочинные!


Мы собрались сегодня, в спасительное время Великого поста, чтобы обсудить волнующие многих прихожан, да и духовенство, темы.

Вы знаете, что со 2 по 3 февраля 2016 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Полагаю, что все вы со вниманием следили за работой собора и читали его Постановление, а потому позволю себе остановиться на самых важных его итогах и прокомментировать некоторые положения, которые пытаются сегодня использовать для нарушения церковного мира.


1. Собор утвердил проекты документов, которые предлагается обсудить на предстоящем Всеправославном соборе с участием Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей:

Первый документ – «Миссия Православной Церкви в современном мире», в котором идет речь о вкладе Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций.

В пункте «Достоинство человеческой личности» этого документа содержится следующее:

«Целью вочеловечения Слова Божия является обожение человека. Христос, обновив в Себе Самом ветхого Адама (ср.Еф. 2:15), “сообожил в Себе человека, начаток нашего упования” (Евсевий Кесарийский, Доказательство в пользу Евангелия 4, 14. PG 22, 289). Ибо как в ветхом Адаме содержался весь человеческий род, так и в новом Адаме собран весь человеческий род: “Единородный стал человеком для того, чтобы <…> собрать воедино и возвратить к первозданному состоянию погибший род, то есть, человечество” (Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 9, PG 74, 273D-275A). Это учение Церкви является источником всякого христианского устремления к сохранению достоинства и величия человека». Насколько мне известно, это вызвало публичную дискуссию и ввело в смущение многих мирян, которые стали утверждать, что в этом документе упраздняется Церковь. Отмечу, что именно Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что данную формулировку можно понять так, что весь человеческий род уже собран во Христе — Новом Адаме, и предложил внести уточнение из святителя Кирилла Александрийского, чтобы избежать двусмысленного толкования. Сейчас идет работа в Богословской комиссии над разъяснением данного положения таким образом, чтобы было понятно, что человеческий род получает надежду собирания в Новом Адаме посредством соединения с Ним в Таинствах Церкви.


Следующий документ – «Автономия и способ её провозглашения», в нём четко проговариваются в том числе и процедурные моменты предоставления автономии какой-либо части канонической юрисдикции Автокефальной Церкви. Полагаю, что этот документ остановит все возможные политические спекуляции на тему автокефалии, к которым прибегают некоторые наши соседи.

В документе «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» подчеркивается единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, и что оно не может быть нарушено. «Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий, и в то же время верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом». Я привел этот пункт, чтобы вы объясняли некоторым «неистовым ревнителям» на приходах, особенно в связи с Гаванской декларацией, что Православная Церковь не собирается отказываться от своего вероучения, а напротив, ждет от других христианских церквей и конфессий в результате диалога принятие православного взгляда.

Следующий документ – «Важность поста и его соблюдение сегодня». Некоторые увидели в нём чуть ли не отмену поста, хотя в нём ясно сказано: «не должно принижаться значение поста», а главное – повышается пастырская ответственность за меру икономии. Обратите внимание, что снисхождение допускается в отношении тех постов, по которым не всегда и не во всех случаях в церковной традиции и практике существует единообразие. Заканчивается документ следующим положением: «всем верным Церкви, чтобы должным образом приступать к Божественному Причастию, которое является главным выражением сущности Церкви, следует соблюдать и святые посты, и воздержание от вкушения пищи с полуночи. Подобает также поститься в знак покаяния, во исполнение духовного обета, для достижения той или иной священной цели, во время искушения, в соединении с прошениями к Богу, перед Крещением (для приступающих ко Крещению в зрелом возрасте), перед хиротонией, при наложении епитимий, во время паломничеств и в прочих подобных обстоятельствах».

«Таинство брака и препятствия к нему». Документ призывает всех нас в столь неблагоприятных для таинства брака и священного института семьи условиях прилагать все усилия, «утверждая институт семьи на прочном основании, которое не смогли бы разрушить ни дождь, ни реки, ни ветры, поскольку это основание – камень, который есть Христос» (ср. Мф. 7:25). На сегодняшний день этот документ не получил одобрения Антиохийской и Грузинской Православных Церквей из-за допущения по икономии брака с инославными, который запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора). В принятом Архиерейским собором постановлении сказано, что он может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви. В целом это отражает современную практику. Притом брак с нехристианами однозначно запрещается по канонической акривии.


2 О канонизации святых


Архиерейский собор Русской Православной Церкви канонизировал нескольких святых:

— страстотерпца праведного Евгения врача (Боткина), принявшего страдания вместе с царской семьей в Ипатьевском доме (†1918, память 4 / 17 июля); Евгений Боткин добровольно последовал за семьей последнего русского императора, до последнего находился рядом с ними, в Тобольске доктор Боткин бесплатно лечил местных жителей. В дом Ипатьевых в Екатеринбурге страстотерпец Евгений Боткин отправился добровольно, прожил 53 года.

Напомню, что страстотерпцами называют святых, добровольно   пошедших на смерть по политическим или иным мотивам. Страстотерпцами были первые канонизированные русские святые – Борис и Глеб – сыновья святого равноапостольного великого князя Владимира. Русская православная церковь заграницей канонизировала Боткина еще в 1981 году.

— общецерковное прославление святого и благоверного князя Ярослава Мудрого (†1054, память 20 февраля / 5 марта; в високосный год 4 марта) не вызывает вопросов у прихожан;

— канонизация   архиепископа Серафима (Соболева) — святителя, пережившего трагедию гражданской войны и покинувшего Россию вместе с войсками генерала Деникина. Расскажите на приходах о том, что архиепископ Серафим уделял много внимания проблемам государственного устройства России и оставил несколько работ на эту тему. В годы Великой Отечественной войны отказался молиться за победу немецких солдат (стоит учесть, что Болгария, где служил и жил владыка, была союзником Гитлера) и отказался благословлять русских эмигрантов на борьбу с советской армией. После избрания патриарха Алексия I владыка Серафим обратился к нему с просьбой о принятии его общины в юрисдикцию Московского патриархата, которая была удовлетворена. 26 февраля 1950 года владыка Серафим скончался в своей квартире в городе Велико Тырново. Очень скоро возникло народное почитание владыки Серафима, в особенности как чудотворца, которое закономерно завершилось канонизацией. Он известен своими богословскими работами, где боролся с еретическими заблуждениями ХХ века, поэтому его канонизация также для вас должна стать аргументом в защиту священноначалия от обвинений со стороны ревностных не по разуму.

Также снова на повестку дня вынесен вопрос о екатеринбургских останках. В ответ на личное обращение Святейшего Патриарха с просьбой о возобновлении расследования дела о екатеринбургских останках и об эксгумации останков Государя Императора Александра III Президент России дал согласие на полномасштабное и всестороннее исследование данной темы. В Следственном комитете Российской Федерации была сформирована новая следственная группа, работа которой находится под постоянным контролем председателя Следственного комитета Александра Ивановича Бастрыкина.

В отличие от ситуации 1990-х годов, государство предоставило представителям Церкви — архиереям, клирикам и приглашенным ученым — возможность непосредственно участвовать в расследовании. В связи с этим была создана церковная комиссия во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием.

Ведется трехуровневая экспертиза: историческая, антропологическая и генетическая. Святейший Патриарх рассказал, что получены заверения на самом высоком уровне, что никакой торопливости и привязывания окончания следствия к тем или иным датам допущено не будет. Следствие продлится столько времени, сколько необходимо для того, чтобы установить истину. Так что, думаю, мы в нашей епархии больше не столкнемся с воинствующими царебожниками, которые обвиняют Церковь в равнодушии к этому вопросу.



3. О взаимодействии священнослужителей со СМИ

Архиерейский собор также призвал клириков внимательно относиться к своим публичным заявлениям и нести ответственность за свои высказывания:

«Освященный Архиерейский Собор…, обращает внимание епархиальных архиереев на необходимость активного и ответственного взаимодействия со средствами массовой информации. Кроме того, сегодня значительная часть паствы использует социальные медиа. Важно, чтобы духовенство ответственно свидетельствовало о Христе и Его Евангелии в этом информационном пространстве, в том числе поддерживая и разъясняя позицию Церкви по общественно значимым вопросам, избегая при этом утверждений, могущих вносить смущение в среду верующих и влиять на формирование неадекватного восприятия этой позиции светским обществом».

Отмечу, что Патриарх Кирилл, Священный Синод и председатели Синодальных отделов и раньше постоянно напоминали об ответственности священнослужителей и журналистов при освещении официальной позиции Русской Православной Церкви, а также при ведении страниц в социальных сетях. Еще раз говорю вам, что никто из духовенства не может давать никаких официальных комментариев ни по одному из вопросов церковной жизни без благословения. Как председатель Общецерковного суда обращаю ваше внимание на следующие слова постановлений: «Публичные заявления клириков в информационном пространстве, не соответствующие фактам и не доказанные, в случае поступления жалоб должны рассматриваться в рамках существующих церковно-правовых учреждений и оцениваться в соответствии с нормами канонического права».

Не все благочинные пока хорошо понимают, как правильно вести работу в интернете. Только протоиерей Андрей Дубровский и протоиерей Алексий Стаднюк провели у себя выездной семинар, который подготовил информационно-издательский отдел нашей епархии. Я на отчетном собрании говорил об этом, но никакой инициативы со стороны остальных благочинных не было проявлено. Надеюсь, на этот раз вы меня услышали.


4. О современном катехизисе Русской Православной Церкви

Члены Архиерейского Собора также отметили важность скорейшего окончания работы над современным православным катехизисом и поручили собрать отзывы и рецензии на текст катехизиса до 1 сентября 2016 года. Думаю, всем понятно, что текст катехизиса очень нужен не только православным миссионерам, но и всем верующим, желающим понять, что такое православное христианство в начале ХХI века.


5. О документах Межсоборного присутствия

Архиерейский собор утвердил документы, одобренные Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви, в период между Архиерейскими соборами. Самым известным из документов был текст «Об участии верных в Евхаристии», который упорядочил практику подготовки мирян ко святому Причастию.

Кроме того, обращаю ваше внимание на ряд постановлений предыдущих соборов, ожидающих исполнения со стороны и благочинных и настоятелей. В частности, речь идет о введении и развитии института помощников благочинных и настоятелей крупных городских храмов в области миссии и катехизации, социально-благотворительной деятельности и молодежной работы. Святейший Патриарх в своём докладе озвучил следующую статистику: «помощников благочинных, не являющихся совместителями, сегодня менее 10% от их общего числа». И справедливо сказал, что эффективность совместителей, за некоторыми исключениями, ниже тех, кто полностью посвящает себя этой работе. Поэтому везде, где это возможно, следует привлекать к этой важной работе людей, не связанных иными служебными обязательствами. В любом случае совмещение должностей не освобождает таких работников от необходимости получить специальные знания для несения своих послушаний. Грамотные помощники смогут вести разъяснительную работу на приходе, и тогда епархиальное управление не будут осаждать малообразованные, но кем-то спровоцированные прихожане, которые толком Символа веры не знают, но зато дают оценки и Архиерейскому собору, и Святейшему Патриарху, и мне, и вам, обвиняя нас всех в ересях и апостасии. У нас при Екатеринодарской духовной семинарии работают курсы по подготовке помощников благочинных уже по всем направлениям, где ведут занятия основные преподаватели семинарии; там дают знания и вероучительные, и исторические, и литургические, показывают, что святоотеческое богословие – это не нечто недоступное так называемым «простым людям» а ответ на вопрос «Кто, кого, от чего и каким путем спасает?» Но если сам благочинный или настоятель не задаётся этим главным вопросом, то вокруг его храма и будет брожение, а «спасаться» прихожане будут убегать в пещеры. Мне рассказали, что на одном из семинаров для духовенства, которые периодически проводятся по моему благословению в семинарии, где обсуждался вопрос о Таинстве Евхаристии, один из священников спросил: «А какая мне практическая польза от этого знания?» То есть его не волнуют ни вопросы собственного спасения, ни спасения прихожан. Но ради чего он тогда пришел в Церковь?

Именно такое отношение отталкивает людей, в первую очередь молодёжь. Святейший Патриарх Кирилл в своём докладе подчеркнул, что все практические методы молодёжной работы – всего лишь инструменты, главное же в работе с молодыми – сохранять живое отношение православной молодёжи ко Христу и Его Церкви. Нужно, чтобы в каждом храме были молодёжные группы, на уровне благочиний – молодёжные добровольческие движения. Наш епархиальный отдел по работе с молодёжью наладил хорошее сотрудничество с администрацией, и вы всегда можете получить поддержку в своих начинаниях, лишь бы они были – начинания.

Последнее, о чём я хочу сказать в своём выступлении, это о подготовке к приближающемуся 100-летию убиения первых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Нам необходимо продолжить работу по канонизации новомучеников и сделать всё возможное, чтобы об их подвиге узнало как можно больше народа. А пока повторим вслед за преподобным Ефремом Сирином слова, обращенные ко святым: “Победоносные мученики, добровольно претерпевшие скорби из любви к Богу и Спасителю, и имеющие дерзновение пред самим Владыкою, ходатайствуйте, о святые, за нас расслабленных и грешных и исполненных лености”. А вслед восстанем сами и призовем свою паству к подвигу христианской жизни, как нас зовёт к этому Святейший Патриарх Кирилл, помня о слова апостола: «Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1Пет. 1:16-21)."

Как основание к этой речи были взяты следующие тезисы:

Мы должны строго следовать 13-му, 14-му и первой части 15-го правила Константинопольского двукратного Собора 861 года, которые гласят:

13. Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко оне мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати тело Христово; но и сей его навет совершенно воспящая, святый собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа

усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, токожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от церкви, доколе не отвергутся сообщения с раскольниками, и не обратятся к своему епископу.

14. Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде соборнаго разсмотрения, отступит от общения с ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном тайнодействии: о таковом святый собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита, и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер да пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита.

15. Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборнаго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии.


Эти правила имеют только одно исключение, о котором говорит вторая половина 15-го Правила:


Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений.


В настоящее время ни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ни кто-либо из священноначалия Русской Православной Церкви не проповедал ересь – ни всенародно, ни открыто в Церкви; в том числе Гаванская декларация не содержит еретических утверждений. А потому те, кто будет «сам собою осуждать» Патриарха, отказываться возносить его имя, потому что им не нравится сам факт встречи или характер её подготовки, подлежат на основании этих правил отлучению от Церкви и извержению из сана.