Новое восприятие войскового собора

Новое восприятие войскового собора

20.02.2016

18 августа2015 года в городе Краснодаре были начаты работы по воссозданию росписей Собора святого благоверного князя Александра Невского.

Преемственность древней христианкой традиции ярко выражается в облике воссоздаваемого собора , призванного олицетворять собой возрождение страны. Храм представляет в плане символический крест, завершенный четырьмя полукружиями, увенчанных куполами и с главенствующим центральным куполом . Воссоздание росписей выполнено ООО «АРХИТЕКТУРНО РЕСТАВРАЦИОННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО» по проекту заслуженного художника Российской Федерации, академика Российской Академиии художеств И.И. Глазунова. Росписи выполняли художники - реставраторы выпускники Российской Академии Живописи Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова, авторский надзор осуществлялся И.И. Глазуновым.

Воссоздание росписей выполнено в центральном куполе, подкупольном «барабане», подкупольных полусферах(«парусах»), сводах Восточного и Южного нефов храма.

Росписи храма это взаимодействие мотивов искусства XVII века с чертами монументально церковного искусства конца XIX сближение живописных и иконописных приемов . Монументальные мотивы живописи используют в своей основе древнерусское искусство . Для воссоздания росписей, художниками использовались особенности приемов живописно – пластических решений храмовых программ различных памятников. Объектами исследования для проекта и воссоздания живописи, послужили монументальные росписи соборов и храмов России. Изучались храмовые программы росписей как в целом, так и отдельные композиции памятников. Внимание уделялось памятникам: Покровский собор, Рогожская слобода г. Москва. Никольский храм Рогожская слобода г. Москва, Свято Троицкий храм г. Краснодар, Свято-Екатерининский Кафедральный Собор г. Краснодар, Храм Александра невского Г. Егорьевск и др.

Обширное пространство храма Александра Невского распахивается в бесконечность обилием золотого сияния и глубиной небесно-голубого колорита. В росписях изобразительным путем сочетается два мира -горний и дольний. Декоративно символическая условность - величественные изображения Спаса Вседержителя и Богородицы на золотых фонах дополняются изображениями пейзажей, небес с облаками. Золото в христианском искусстве являет собой символ самого Бога. Прежде всего прихожанина охватывает золотой поток ,исходящий из священного места храма – Алтаря. На золотом фоне изображение Богородицы «Знамение».

Богородице придан иконописный облик – строго фронтальное поясное изображение Богородицы, поднявшей руки в молитве. На груди Богоматери – медальон с образом благословляющего Младенца Христа .

Важнейшее изображение, которое видит прихожанин, когда поднимает глаза от Богородицы, это Величественное изображение Спаса Вседержителя. Образ Пантократора написан на золотом фоне. Композиционная спираль начинается с облаков, полукругом охватывающее основание торса и проходящая через складки синего гематия находит свою высшую точку в сомкнутых пальцах благословляющей длани .Вся экспрессия заключается в этой точке – жесте благословления, в котором весь основной смысл земного существования. Христос благословляет людей с небес и призывает их вступить на путь спасения. В левой руке Спаситель держит Евангелие с текстом: «Аз есмь свет миру. Ходяй по мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный». На русский язык эти слова переводятся так: «Я есть свет миру, ходящий по мне, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
 

В подкупольных парусах изображения евангелистов, на сводах храма – праздники: в Восточном нефе (в Алтаре) – Тайна Вечеря и Воскресение Христово, в Южном нефе – Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня.

Важную роль, как уже было сказано выше в создании атмосферы храма играет золочение. В храме применена подлинная технология - это использование сусального золота. Технология такого золочения трудоемка и выполняется вручную, требует времени, терпения и профессиональных навыков.

На данном этапе расписана четвертая часть храма. Без сомнения росписи необходимо продолжать и храм должен стать святыней Краснодарского края показывающей величие русской православной культуры.

Фотографии процесса художественной росписи.