Время милосердия. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

«Главное в жизни – делать добро.
Если не можешь делать для людей добро большое,
постарайся совершить хотя бы малое».


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Профессор, врач, архиепископ.

 

   Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.



Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 года.

   Валентин Феликсович решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите, куда он отправился добровольцем вместе с отрядом  Красного Креста. Именно там, в походных условиях фронтового госпиталя, он провёл свои первые сложнейшие операции, спасая жизни людей. В это же время Валентин Феликсович познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия Анной Ланской, у них родилось четверо детей.

   Работая в земских больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, Валентин Феликсович пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему пациентов из соседних уездов. Каждый день возле больницы выстраивалась длинная очередь, и доктор не прекращал приём до тех пор, пока не осматривал последнего пациента.

   Хотелось бы отдельно сказать несколько слов про операции на глазах.  Им Валентин Феликсович стал учиться сразу после выпускных экзаменов, зная, что в деревне с ее грязью и нищетой свирепствует болезнь-ослепительница — трахома. Однажды после операции у него прозрел молодой нищий, потерявший зрение еще в раннем детстве. Месяца через два он собрал слепых со всей округи, и вся эта длинная вереница пришла к хирургу Войно-Ясенецкому, ведя друг друга за палки.

   В другой раз Валентин Феликсович прооперировал целую семью, в которой слепыми от рождения были отец, мать и пятеро их детей. Из семи человек после операции шестеро стали зрячими. Прозревший мальчик лет девяти впервые вышел на улицу и увидел мир, представлявшийся ему совсем по-иному. К нему подвели лошадь: «Видишь? Чей конь?» Мальчик смотрел и не мог ответить. Но привычным движением ощупав коня, закричал радостно: «Это наш, наш Мишка!»

   В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. После смерти жены он попросил свою операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а Валентин Феликсович смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.



Профессор Войно-Ясенецкий оперирует пациента. 
Хирургическое отделение городской больницы в Ташкенте. 1917 год.
 



Святитель Лука со своими сыновьями. Начало 1930-х годов.

   Валентин Феликсович часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Валентин Феликсович тотчас принял предложение иерарха и в 1921 году, в тяжёлое и страшное время гонений на Церковь и верующих, был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

   
Спустя два года с момента рукоположения отец Валентин был пострижен в монахи с именем Лука и рукоположен в архиерея. А ещё через год, в конце 1924-го, архиепископа Луку арестовали и отправили в ссылку. Всего таких ссылок – долгих, тяжёлых, с предшествующими им чудовищными допросами – в жизни владыки будет три. И ни одна из них не сломила его веры и духа жертвенности и любви к людям. Везде, где только возможно, он безвозмездно оказывал медицинскую помощь: останавливал запущенную гангрену, помогал заключенным, возвращал зрение слепым.



Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Фото из следственного дела. 1939 год.

   Великая Отечественная война застала архиепископа Луку в третьей ссылке, в маленьком городке неподалёку от Красноярска. Владыка сразу же отправил руководству страны телеграмму: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. По окончании войны готов вернуться в ссылку». До самой Победы архиепископ Лука самоотверженно, порой без сна и отдыха, работал в военных госпиталях Красноярска, а потом и Тамбова, куда в 1944 году был назначен архиереем. Параллельно он организовал сбор пожертвований в поддержку фронта. С его помощью на создание легендарной танковой колонны «Дмитрий Донской» и самолётной эскадрильи «Александр Невский» в общей сложности было собрано около миллиона рублей.

   
Святитель Лука питался и одевался очень просто, ходил в заплатанной старой рясе и всякий раз, когда племянница предлагала ему сшить новую, говорил: «Латай, латай, Вера, бедных много». Софья Сергеевна Белецкая, воспитательница детей владыки, писала его дочери: «К сожалению, папа опять одет очень плохо: парусиновая старая ряса и очень старый, из дешевой материи подрясник. И то, и другое пришлось стирать для поездки к Патриарху. Здесь все высшее духовенство прекрасно одето: дорогие красивые рясы и подрясники прекрасно сшиты, а папа… хуже всех, просто обидно…»



Митрополит Арсений (Стадницкий) и епископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Ташкент, 1928 год.

   Архиепископ Лука всю жизнь был чуток к чужим бедам. Большую часть своей Сталинской премии он пожертвовал на детей, пострадавших от последствий войны; устраивал обеды для бедных; ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священнослужителям, лишенным возможности зарабатывать на хлеб, вел бесплатный прием больных. Однажды он увидел на ступеньках больницы девочку-подростка с маленьким мальчиком. Выяснилось, что их отец умер, а мать надолго положили в больницу. Владыка повел детей к себе домой, нанял женщину, которая приглядывала за ними, пока не выздоровела их мать.

   
В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп. Он продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса.

   
Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 июня 1961 года, в воскресение, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

   
Власти сделали все, чтобы похороны не стали «церковной пропагандой»: подготовили к публикации большую антирелигиозную статью; запретили пешую процессию от собора до кладбища, сами подогнали автобусы для провожающих владыку и велели ехать по окраине города. Но случилось непредвиденное. Никто из прихожан не сел в приготовленные автобусы. На дышащего злобой и угрозами уполномоченного по делам религии никто не обращал внимания. Когда катафалк с гробом двинулся прямо на верующих, регент собора, Анна, крикнула: «Люди, не бойтесь! Он нас не задавит, они не пойдут на это — хватайтесь за борт!» Люди тесным кольцом обступили машину, и она смогла тронуться только с очень небольшой скоростью, так что получилась пешая процессия. Перед поворотом на окраинные улицы женщины легли на дорогу, так что машине пришлось ехать через центр. Центральная улица наполнилась народом, движение прекратилось, пешая процессия продолжалась три часа, люди всю дорогу пели «Святый Боже». На все угрозы и уговоры функционеров отвечали: «Мы хороним нашего архиепископа»…



Похороны архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. 
Симферополь, 1961 год.

 

   Его мощи были обретены 22 ноября 1995 года. В том же году определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.



Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский.



Составитель:
Кучерук Дарья Аркадьевна,
старшая сестра Сестричества милосердия Войскового собора



Источники:

1.     Иеромонах Макарий Симонопетрский. Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви : В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011 год.
2.     Михайлова (Посашко) Валерия. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ. 
3.     Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Имена милосердия. Цикл передач на радио "Вера".