Живущие и почившие

(Автор Петрос Панайотопулос)

Церковь есть одна неделимая реальность. Она объединяет людей всех слоев общества, всех возрастов и наций. Еще в ней происходит и встреча живущих с усопшими. Ратоборцев с восторжествовавшим звеном ее.

Для этой цели ее мудрый порядок установил специальные молитвы, богослужения и дни, которые посвящены ее почившим братьям. День субботы как день покоя – наиболее значительный для молитвы. Мы должны упокоить души перешедших в мир иной. Также следует творить добро и милостыню во благо тех, кого уже нет среди нас. Эти деяния, вместе с предписанными молитвами, угодны Богу и являются благодеянием по отношению к преставившимся ко Господу братьев наших. Кроме того, Божественные милосердие и любовь настолько велики, что находятся в непрерывном поиске “предлогов”, чтобы милостиво простить человека либо в этой жизни, либо в следующей.
 

Церковная традиция изобилует примерами, свидетельствующими о пользе молитвы ради упокоения усопших. Тайна Божественной любви настолько велика, что переходит границы времени и места и делает смерть, несмотря на всю ее мучительность для человеческой природы, простым переходом от настоящего к вечному. В то же время смерть – это явление, превышающее силу человеческого разума (поэтому и обладает мистической природой) и человеческие рамки, но это есть подлинное явление в Божественной реальности. Как и сказал об этом незнакомый голос Антонию Великому, который беспокоился о деяниях Божественного Провидения: “Будь внимателен к самому себе: то, о чем ты размышляешь, есть суд Божий, и ты его не испытывай” (PG 65, Антоний, 2).

Молитвы Церкви о душах усопших братьев также отражают ее милосердие: если старательно внимать текстам, можно обнаружить, что в них говорится и об усопших братьях, умерших насильственной смертью, внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения. Любовь Церкви охватывает весь мир и одаривает благословением всех людей наперекор социальным законам жизни, которые создают неравенство даже в смерти. Церковь молится за всех тех, кто жил беспокойной жизнью, дабы нашли они убежище в пределах Божьего милосердия.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.