775 лет Невской битве

28 июля (15 июля по старому стилю) 1240 года русский правитель Александр (Невский) со своей дружиной разгромил шведов в устье Невы. 


В 30-е годы 13 века немецкие крестоносцы под предлогом обращения в христианскую веру языческих прибалтийских племён захватывали их владения, приближаясь к границе западных русских земель. Рассчитывая на ослабление русских княжеств после монгольского нашествия, шведские и немецкие рыцари поверили в лёгкую победу над Новгородом и Псковом. Римский папа в 1238 годублагословил короля Швеции на крестовый поход против новгородских земель, а всем участникам этого похода обещал отпущение грехов. Шведы и немцы договорились о совместных действиях: первые должны были наступать на Новгород с севера, от реки Нева, а вторые через Изборск и Псков.

Летом 1240 года, переправившись на парусных шнеках через Финский залив, шведские корабли доплыли по Неве до устья Ижоры. Угрожая Великому Новгороду, шведы направили князю Александру Ярославовичу надменную грамоту с объявлением войны: «Если можешь – сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и возьму в плен землю твою». Получив известие о появлении шведов под командованием ярла Биргера (зятя короля Эрика XI), 


Александр не стал медлить и действовал стремительно, он даже своего отца не успел поставить в известность о появлении шведского войска. Молодой князь решил нанести внезапный удар по противнику, т. к. времени на сбор большого войска не было. Кроме того, созыв новгородского веча мог затянуть дело и сорвать готовящуюся операцию. Князь выступил против противника со своей дружиной, укрепив ее только добровольцами из Новгорода. По старинной традиции, русские воины собрались у храма св. Софии, помолились, приняли благословение от владыки Спиридона. Князь воодушевил своих воинов речью, фраза которой дошла современности и стала крылатой: «Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем... Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог». Рать выступила в поход. Отряд шёл вдоль Волхова до Ладоги, где к силам Александра присоединились ладожане. Из Ладоги новгородская рать двинулась к устью Ижоры.
Новгородский князь Александр Ярославич, не дожидаясь подкреплений, двинулся вниз по реке Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья реки Ижора. 15 июля 1240 года, воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции. 


Невская битва не относится к числу крупнейших в военной истории. Новгородские летописи указывают число погибших новгородцев в 20 человек, тогда как шведы, якобы нагрузили три корабля телами погибших, что, несомненно, является преувеличением. Потери с обеих сторон, видимо, составили несколько сотен человек. К числу легенд относится и летописное сказание о смерти от меча Александра Невского знатного шведского военачальника – ярла Биргера.

Тем не менее, блестящая победа Руси над чужеземными завоевателями имела большое историческое значение. Во-первых, шведам не удалось захватить Ладогу и начать планомерный захват русских территорий. Во-вторых, была исключена возможность случайного или спланированного взаимодействия шведских и немецких рыцарей на русской земле. Наконец, шведам не удалось отрезать русский северо-запад от Балтийского моря и поставить под контроль торговый путь в "низовые земли".

Главной его победой современные исследователи все чаще называют не военную, а политическую победу. "Главный свой подвиг Александр Невский совершил не на поле брани в качестве военачальника, а на политическом поприще в качестве государственного деятеля. Когда, принимая у себя посольство Папы Римского Иннокентия IV, он не стал внимать коварным речам папских посланцев, беззастенчиво пытавшихся спекулировать фактом отравления его отца в Золотой Орде, и не пошёл на стратегический союз с католическим Западом, стремившимся превратить Русь, вслед за православной Византией, во "вторую Латинскую империю". Отправив папских послов не солоно хлебавши восвояси, Невский заключил исторический союз с Золотой Ордой, конница которой помогла Александру одержать победу в "Ледовом побоище".

Интересно и грустно, что многие, в том числе российские (!), историки, обвиняли Невского в том, что он вместо союза с Европой заключил договор с дикими племенами страшной Орды, передав Русь под гнет "ига". Даже если предположить, что монголо-татарское иго было на самом деле, христианский католицизм тогда был куда страшнее.
Крайне низкий уровень религиозной нравственности, воцарившийся среди иерархов католической церкви как раз тогда, при Папе Римском Иннокентии IV, наглядно демонстрирует следующий известный случай. В XIII веке "Ангельский Доктор" Фома Аквинский осадил Папу Иннокентия IV, который, хвастаясь огромными доходами, полученными им от продажи отпущения грехов и индульгенций, заметил Аквинату, что прошло то время, когда церковь говорила: "Нет у меня ни серебра, ни золота"! "Верно", - последовал немедленный ответ, - "но прошло также и то время, когда она могла сказать парализованному: "Встань и иди".
Чем обернулось бы создание "второй латинской империи" для Руси - отследить довольно просто. Очень скоро по всей Европе запылали костры инквизиции, на которых сжигали лучшие умы той эпохи. По сути это было жертвоприношение католическому "богу" по аналогии с кровавыми культами майя и других индейских народов в Мезоамерике...
 
Благодаря своей победе, блестящему уму и преданности своей Родине, Александр Невский сохранил самобытность пути развития Руси, "наглухо запечатав "окно в Европу" на несколько столетий, вплоть до прихода к российскому трону Романовых. Чем обернулось "окно в Европу, прорубленное Петром I, известно. Сегодня открываются новые и новые факты, которые свидетельствуют о том, какую роль сыграл в истории русского государства этот царь.
Возможно, если бы не было тех побед в XIII веке и точных действий Александра Невского как государственного деятеля, возможно, России как таковой уже бы и не существовало.
"Не в силе Бог, но в правде!" Умение увидеть эту правду среди нагромождений лживых речей и пылких обещаний различных религиозных и политических деятелей своего времени делает Александра Невского одной из ключевых государственных фигур, которые сохранили Русь и ее самобытную особенность до наших дней.