Сретение Господне

По про­ше­ствии со­ро­ка дней по­сле рож­де­ства Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, и по ис­пол­не­нии дней за­кон­но­го очи­ще­ния, Пре­чи­стая и Преб­ло­го­сло­вен­ная Де­ва Ма­терь, вме­сте со свя­тым Иоси­фом об­ру­чен­ни­ком, при­шла из Виф­ле­е­ма в Иеру­са­лим ко хра­му Бо­жию, при­не­ся со­ро­ка­днев­но­го мла­ден­ца Хри­ста для ис­пол­не­ния за­ко­на Мо­и­се­е­ва. По се­му за­ко­ну нуж­но бы­ло, во пер­вых, по рож­де­нии очи­ститъ­ся чрез при­не­се­ние Бо­гу по­до­ба­ю­щей жерт­вы и чрез иерей­скую мо­лит­ву, — и во вто­рых, нуж­но бы­ло по­ста­вить пред Гос­по­дом пер­во­род­но­го мла­ден­ца и сде­лать вы­куп за него уста­нов­лен­ною це­ною (Лев.12:7). 
Дер­жа на ру­ках Сво­их Но­во­рож­ден­но­го, Свя­тая Де­ва Ма­рия пре­кло­ни­ла ко­ле­на пред Гос­по­дом и с глу­бо­ким бло­го­го­ве­ни­ем, как дро­го­цен­ный дар, воз­но­си­ла и пре­да­ва­ла Мла­ден­ца Бо­гу

Она от­да­ла Свое дра­го­цен­ное Ча­до в ру­ки ар­хи­ерею, как на­мест­ни­ку Бо­жию, ка­къ-бы от­да­вая Его Са­мо­му Бо­гу. По­сле се­го Она вы­ку­пи­ла Его, как тре­бо­вал за­кон, уста­нов­лен­ною це­ною, — пя­тью свя­щен­ны­ми сик­ля­ми, чис­ло ко­то­рых ка­къ-бы пред­зна­ме­но­ва­ло пять свя­щен­ных язв на те­ле Хри­ста, при­ня­тых Им на кре­сте, ко­то­ры­ми весь мир был ис­куп­лен от клят­вы за­кон­ной и оть ра­бо­ты вра­жи­ей.

В то са­мое вре­мя, ко­гда Ма­терь Бо­жия при­нес­ла мла­ден­ца Иису­са для ис­пол­не­ния над Ним, пред­пи­сан­но­го за­ко­ном, обы­чая, в храм при­шел, ру­ко­во­ди­мый Ду­хом Свя­тым, ста­рец Си­ме­он, че­ло­век пра­вед­ный и бла­го­че­сти­вый, ожи­дав­ший уте­хи Из­ра­иле­вой, имев­шей на­сту­пить с при­ше­стви­ем Мес­сии. Он знал, что ожи­да­е­мый Мес­сия уже при­бли­жа­ет­ся, ибо ски­петр пе­ре­шёл от Иуды к Иро­ду, и ис­пол­ня­лось про­ро­че­ство пра­от­ца пат­ри­ар­ха Иа­ко­ва, пред­рек­ше­го, что не оску­де­ет князь от Иуды, по­ка не при­и­дет ожи­да­ние на­ро­дов, Хри­стос Гос­подь (Быт.49:10). Точ­но так­же окон­чи­лись и Да­ни­и­ло­вы сед­ми­ны чис­лом семь­де­сят, по­сле че­го, по про­ро­че­ству, долж­но быть при­ше­ствие Мес­сии. Вме­сте с тем и са­мо­му свя­то­му Си­мео­ну Ду­хом Свя­тым бы­ло обе­ща­но не ви­деть смер­ти, преж­де чем он не уви­дит Хри­ста Гос­под­ня. Си­ме­он, по­смот­рев на Пре­чи­стую Де­ву и на Мла­ден­ца, быв­ше­го на Ее ру­ках, уви­дел бла­го­дать Бо­жию, окру­жа­ю­щую Ма­терь с Мла­ден­цем, и, уве­дав от Свя­то­го Ду­ха, что Сей есть ожи­да­е­мый Мес­сия, по­спеш­но по­до­шёл и, при­няв Его с неиз­ре­чен­ною ра­до­стию и бло­го­го­вей­ным стра­хом, воз­да­вал Бо­гу ве­ли­кое бла­го­да­ре­ние. Он, убе­лен­ный се­ди­на­ми, как ле­бедь пе­ред сво­ею кон­чи­ною, вос­пел про­ро­че­скую песнь: "Ныне от­пу­ща­е­ши ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по гла­го­лу Тво­е­му, с ми­ром".                                                                                                                                                                                                              

"Не имел я, — как бы так го­во­рил он, — ми­ра в мыс­лях сво­их, все дни ожи­дая Те­бя, и все дни пре­бы­вал в пе­ча­ли, по­ка Ты при­и­дешь: ныне же, уви­дев Те­бя, я по­лу­чил Дар, и, осво­бо­див­шись от пе­ча­ли, от­хо­жу от­сю­да с ра­дост­ною ве­стью к мо­им от­цам: воз­ве­щу о Тво­ем при­ше­ствии в мир пра­от­цу Ада­му и Ав­ра­аму, Мо­и­сею и Да­ви­ду, Ис­а­ии и про­чим свя­тым от­цам и про­ро­кам, неиз­ре­чен­ную ра­дость при­не­су я им, пре­бы­ва­ю­щим до­се­ле в пе­ча­ли; к ним и от­пу­сти ме­ня, дабы, оста­вив пе­чаль, они воз­ве­се­ли­лись о Те­бе — Из­ба­ви­те­ле сво­ем. От­пу­сти ме­ня ра­ба Тво­е­го, по­сле мно­го­лет­них тру­дов, успо­ко­ить­ся на лоне Ав­ра­амо­вом: очи мои уже ви­де­ли Спа­се­ние Твое, уго­то­ван­ное для всех лю­дей, очи мои ви­де­ли Свет, уго­то­ван­ный для рас­се­я­ния тьмы, для про­све­ще­ния на­ро­дов, для от­кро­ве­ния им неве­до­мых Бо­же­ствен­ных Та­ин, — Свет, вос­си­яв­ший для про­слав­ле­ния лю­дей Тво­их Из­ра­и­ля, Ко­то­рый Ты обе­щал чрез про­ро­ка Ис­а­ию, ска­зав: "Дам Си­о­ну спа­се­ние, Из­ра­и­лю сла­ву Мою" (Ис.46:2).        
... Иосиф и Пре­чи­стая Де­ва, слы­ша всё ска­зан­ное Си­мео­ном о Мла­ден­це, удив­ля­лись; при­том они ви­де­ли, что Си­ме­он го­во­рит к Мла­ден­цу, не как к мла­ден­цу, но как к "Вет­хо­му дня­ми", и мо­лясь об­ра­ща­ет­ся к Нему не как к че­ло­ве­ку, а как к Бо­гу, име­ю­ще­му власть жиз­ни и смер­ти и мо­гу­ще­му тот­час от­пу­стить стар­ца к иной жиз­ни, или удер­жать в на­сто­я­щей. Си­ме­он об­ра­тил­ся с бла­го­сло­ве­ни­ем и к ним, вос­хва­ляя и ве­ли­чая пре­не­по­роч­ную Ма­терь, ро­див­шую в мир Бо­га и че­ло­ве­ка, и убла­жая мни­мо­го от­ца свя­то­го Иоси­фа, спо­до­бив­ше­го­ся быть слу­жи­те­лем та­ко­му та­ин­ству. По­том, об­ра­тив­шись к Ма­рии, Ма­те­ри Его, а не к Иоси­фу — ибо он про­зре­вал в Ней оча­ми сво­и­ми без­муж­ную Ма­терь, — Си­ме­он про­из­нес:  "Сей по­слу­жит на па­де­ние и воз­ста­ние мно­гим во Из­ра­и­ле: на па­де­ние тем, ко­то­рые не по­же­ла­ют ве­ро­вать сло­вам Его, на воз­ста­ние же тем, ко­то­рые с лю­бо­вью при­мут свя­тую про­по­ведь Его, — на па­де­ние книж­ни­кам и фа­ри­се­ям, ослеп­лён­ным зло­бою, на воз­ста­ние про­стым ры­ба­рям и лю­дям немуд­рым. Он из­бе­рет не муд­рых, муд­рых же ве­ка се­го по­сра­мит, — на па­де­ние вет­хо­за­вет­но­го иудей­ско­го со­бо­ри­ща, и на воз­ста­ние бла­го­дат­ной Церк­ви Бо­жи­ей. Сей по­слу­жит зна­ме­нем для пре­ре­ка­ний, ибо ве­ли­кий раз­дор про­изой­дет в лю­дях изъ-за Него: од­ни на­зо­вут Его бла­гим, дру­гие же ска­жут, что он об­ма­ны­ва­ет лю­дей; и по­ло­жат Его, — по сло­ву про­ро­ка Иере­мии, "как бы це­лью для стрел" (Плч.3:12); по­ве­сив на крест­ном дре­ве, уяз­вив как стре­ла­ми, гвоз­дя­ми и ко­пьем. В то вре­мя, без­муж­ная Ма­терь, — про­дол­жал ста­рец, — ду­шу Твою прой­дет ору­жие пе­ча­ли и сер­деч­ной бо­ли, ко­гда уви­дишь при­гвож­ден­ным ко кре­сту Сы­на Сво­е­го, ко­гда Ты с ве­ли­кою бо­лью в серд­це и ры­да­ни­я­ми бу­дешь про­во­жать из ми­ра се­го То­го, Ко­го в мир Ты ро­ди­ла без бо­лез­ни.                                                                                                                                                                                                                                        

Здесь же в хра­ме бы­ла и Ан­на про­ро­чи­ца, дочь Фа­ну­и­ло­ва, из ко­ле­на Ас­си­ро­ва. Она бы­ла вдо­ва, уже силь­но со­ста­рев­ша­я­ся, — ей бы­ло во­семь­де­сят че­ты­ре го­да; -она семь лет толь­ко про­жи­ла со сво­им му­жем и, ов­до­вев, про­во­ди­ла Бо­го­угод­ную жизнь, не от­хо­дя от хра­ма, но в по­сте и мо­лит­ве слу­жа Бо­гу день и ночь. При­дя в тот час в храм, Ан­на мно­го про­ро­че­ство­ва­ла о при­не­сен­ном в храм Гос­по­день Мла­ден­це, ко всем ожи­дав­шим из­бав­ле­ния в Иеру­са­ли­ме. Слы­ша и ви­дя всё сие, книж­ни­ки и фа­ри­сеи рас­па­ля­лись в серд­цах сво­их, и него­до­ва­ли на Си­мео­на и Ан­ну за их сви­де­тель­ства об От­ро­ке. Они не умол­ча­ли, но обо всём слу­чив­шем­ся и ска­зан­ном в хра­ме из­ве­сти­ли Иро­да ца­ря. Тот­час он по­слал во­и­нов с при­ка­за­ни­ем отыс­кать Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца Хри­ста-Гос­по­да и убить Его; но они не на­шли уже Его: по по­ве­ле­нию, дан­но­му Иоси­фу во сне, Он об­ре­тал­ся в Егип­те. Свя­той Иосиф с Пре­чи­стою Бо­го­ро­ди­цею, ис­пол­нив в хра­ме всё тре­бу­е­мое за­ко­ном, не воз­вра­ща­лись в Виф­ле­ем, а по­шли в Га­ли­лею, в свой го­род На­за­рет, а от­ту­да быст­ро скры­лись в Еги­пет (Мф.2:13-14). От­рок же воз­рас­тал, и укреп­лял­ся ду­хом, ис­пол­ня­ясь пре­муд­ро­сти, и бла­го­дать Бо­жия пре­бы­ва­ла на Нем (Мф.2:40).