Житие святого славного всехвального Апостола Андрея Первозванного

Житие святого славного всехвального Апостола Андрея Первозванного

Святой Андрей, Первозванный Апостол Христов, родился в Палестине, в пределах Галилейских, в маленьком городке Вифсаида, на берегу Геннисаретского озера, которое в древности, за его значительные размеры, называли также Галилейским морем. Жители Вифсаиды были преимущественно рыбаками и само название городка в переводе означает "рыбачье место". Во дни земной жизни нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа жил в этом городе рыбак, именем Иона, происходивший из колена Симеонова. Два сына Ионы – старший Петр и младший Андрей – стали Апостолами Христовыми.

 

Геннисаретское озеро в Палестине

В молодые годы св.Андрей с отцом своим и старшим братом занимался рыбною ловлею. Он не был привязан к семейной жизни и мирским удовольствиям. Презирая суету мира сего, он предпочел девство брачной жизни. Когда же проповедь святого Иоанна Предтечи огласила берега Иордана, Андрей оставил все, последовал за Предтечею и стал его учеником.

А.А.Иванов. Явление Христа народу. 1836-1857 гг.

Однажды св.Иоанн Креститель стоял у берега Иордана с учениками своими. В это время Господь Иисус Христос, после сорокадневного поста в пустыне и победы над искусителем возвращался из своего уединения. И сказал Иоанн: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира… Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: "на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым". И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Ин. 1, 29-33). На следующий же день, как повествует Евангелие, св.Иоанн Предтеча с двумя своими учениками – а это были будущие апостолы Андрей и Иоанн – вновь увидел идущего Иисуса Христа и вновь воскликнул: "Се, Агнец Божий!" (Ин. 1, 36). Слова эти явились особым указанием для учеников Крестителя и они тотчас оставили учителя своего и пошли за Иисусом. "Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: "учитель", – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот" (Ин. 1,38-39). Это было первое призвание Христом учеников, почему святой Андрей и именуется Первозванным. Узнав о Спасителе, Андрей поспешил к брату своему Петру, дабы сообщить ему эту радостную весть. Святитель Иоанн Златоуст так пишет об этом: "Андрей, когда нашел Господа всех, как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: – "Мы нашли Мессию".

О, превосходство братней любви! О, противообращение порядка! – Андрей после Петра родился в жизнь, и первый привел Петра к Евангелию, и – как уловил его: "мы нашли, сказал, Мессию". От радости это сказано было, это было соединенное с веселием благоговение. Мы наши Мессию, Которого предвозвестили пророки, Которого закон провозгласил нам своим учением, мы нашли Мессию, Которого в древности предъизобразили знамения, Которого Михей видел на престоле славы, Которого Исайя зрел на серафимах, Которого Иезекииль видел на херувимах, Которого Даниил зрел на облаках, которого Навуходоносор видел в той печи, Которого Авраам принял в шатер – Сего мы нашли, безначально рожденного и явившегося в последние дни" (Св.Иоанн Златоуст. Похвальное слово святому Апостолу Андрею Первозванному). Так уловил святой Андрей старшего брата своего Петра и привел его впервые ко Христу.

Фреска из рижского кафедрального собора Рождества Христова

После этого Андрей и Петр еще раз были призваны Господом. Случилось это на озере Геннисаретском, после чудесной ловли рыбы, когда Христос сказал братьям: "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Мф. 4, 19). Тогда они "оставили все и последовали за Ним" (Лк. 5, 11). С этого времени святой Андрей неотлучно был с Господом. При чудесном насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами именно он сообщает Иисусу об имеющихся 5 хлебах и 2 рыбах (Ин. 6, 8-9), а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху, Апостол Филипп, к которому они вначале обратились, передал их просьбу Андрею Первозванному и уже вместе они пошли ко Христу (Ин. 12, 21-22). Вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном св.Андрей был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (Мк. 13,3). В числе 12 учеников Апостол Андрей Первозванный присутствовал на Тайной вечере, при явлениях Христа Апостолам после Воскресения, при Вознесении Спасителя и при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы.

После Пятидесятницы святой Андрей многие годы трудился во благовестии Христове, посетил многие города и страны, всюду проповедуя Христа Воскресшего и приводя к истинной вере множество людей. Он совершал три больших апостольских путешествия. В первое путешествие отправился он с братом своим святым Апостолом Петром. Выйдя из святого града Иерусалима, Апостолы направились на север и достигли большого города Антиохи в Сирии. После проповеди здесь пошли они в Малую Азию, которую пересекли с севера на юг и прибыли в страну Пафлагонскую, в греческий город Синопу, лежащий на берегу Черного моря. Так впервые достиг Андрей Первозванный Черного моря, на берегах которого проповедовал он многие годы и во многих местах. Потрудившись вместе в Синопе, блаженные братья расстались – Петр направился на запад, а Андрей – на восток, в город Амис, также расположенный на берегу Черного моря. В этом городе он проповедовал жившим здесь иудеям и язычникам, многих из них привел ко Христу и устроил здесь первую в этой местности христианскую церковь. Из Амиса направился Апостол в славный и многолюдный город Трапезунд, где первым благовествовал о Христе Воскресшем, а затем, посетив в первый раз Иверскую страну (Грузию), возвратился в Иерусалим.

Остатки древних зданий города Херсонеса в Крыму

Во второе свое путешествие святой Андрей вновь отправился в Малую Азию, в большой город Эфес на побережье Эгейского моря. Во время проповеди в Эфесе явился Апостолу Господь Иисус Христос, повелевший ему идти в далекую северную Скифию, страну, лежавшую к северу от Черного моря, за пределами Римской империи. Повеление это было исполнено Апостолом в третье его путешествие. Во второе же путешествие направился он в провинцию Вифинию, лежавшую у берегов Мраморного и Черного морей. Обходя вифинские селения, пришел Апостол и в главный город провинции – в Никею. Здесь совершил он много чудес, одним из них было умерщвление страшного дракона, обитавшего в пещере неподалеку от города и нападавшего на людей. Укрепляемый силою Божией, святой Апостол безбоязненно отправился в мрачную пещеру, где обитало чудовище и умертвил его своим жезлом, показуя христианам, как подобает им побеждать дракона мысленного, непрестанно нападающего на верующих во Христа. Вразумленные чудесами, жители Никеи во множестве уверовали и святой Андрей устроил здесь христианскую церковь и поставил первого епископа Никейского. Из Никеи отправился Апостол в Никомидию, греческий город у Мраморного моря, а затем вновь трудился на южных берегах Черного моря, во многих градах. В городе Синопе претерпел он страшные мучения за Христа от местных язычников, но благодатию Божией остался жив и впоследствии в Синопе очень почитался св.Андрей Первозванный. Посетив вновь город Трапезунд, Апостол возвратился в Иерусалим.

Недолго оставался он во святом граде, так как желал исполнить повеление своего Божественного Учителя и направился в далекие северные страны в третье свое путешествие. Вместе с ним отправился и Апостол Симон Кананит. Достигнув берега Черного моря, отправились Апостолы к северу и достигли страны Иверской, а затем и страны абазгов (Абхазия). Симон Кананит остался здесь, а святой Андрей с немногими учениками продолжил путь свой на север и пришел в Боспорское царство, лежавшее у Азовского и Черного морей. Благовествуя всюду о Христе Воскресшем, пришел Апостол в южную часть Крыма, в те места, где признавалась власть Римской империи. Здесь находился тогда знаменитый греческий город Херсонес, многолюдный и богатый ремеслами и торговлей. В Херсонесе оставался Апостол немалое время, усердно проповедуя Слово Божие херсонитам и обратив ко Христу многих из них. С этого времени жители Крыма почитали первозванного Апостола, как своего просветителя. В Херсонесе (а он находился на месте современного Севастополя) св.Андрей узнал, что недалеко отсюда устье Днепра, великой реки, текущей из глубины Скифии. Апостол отправляется туда, в трудное и полное опасностей путешествие. Там, где реки Днепр и Южный Буг впадают в Черное море, стоял тогда торговый греческий город Ольвия, где был римский гарнизон, а дальше начиналась малоизвестная древним земля – Скифия.

Св. Апостол Андрей ставит крест на Киевских горах. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в.

Поднявшись вверх по Днепру, Апостол и его спутники достигли Киевских гор, места, где впоследствии возник город Киев. Здесь он сказал бывшим при нем ученикам: "Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю". Взойдя на горы, святой Андрей благословил их и водрузил крест над берегом Днепра. Продолжая свой путь вверх по реке, Апостол пришел в северные русские земли, к озеру Ильмень, где позднее был основан Великий Новгород. Огласив проповедью новгородские земли, крестив некоторых местных жителей, Апостол воздвиг крест в одном из местных селений и оставил в новгородских землях свой посох. Отсюда по Волхову, Ладожскому озеру и Неве достиг он Балтийского моря и пришел в Варяжскую землю. Затем Апостол Андрей вернулся в пределы Римской державы и, посетив столицу город Рим, возвращается к берегам Черного моря. Здесь посетил он город Халкидон, лежащий на азиатском берегу пролива Босфор, где усердно проповедовал Слово Божие, основал христианскую церковь и поставил епископом этого града своего ученика Тихика. Утвердив церковь в Халкидоне, св.Андрей переправился на европейский берег Босфора, где тогда находился небольшой город Византий. Этому городу, в I веке христианской эры весьма скромному, суждено было стать великим православным градом Константинополем, столицей Византийской Империи, городом благочестивых царей и средоточием великих христианских святынь. В этом городе Андрей Первозванный первым проповедовал учение Христово, многих жителей он обратил в христианскую веру и первым епископом Византия поставил Стахия, которого церковная традиция причисляет к лику 70 апостолов. Стахий был епископом в Византии 16 лет. Нельзя не отметить, что во многих житиях Апостола указывается, что проповедь в Халкидоне и Византие предшествовала его путешествию в Скифию.

Из Византия св.Андрей пошел в Греческую землю. Миновав провинцию Фракию и Македонию, пришел он в область Ахайскую, в город Патры, находящийся на берегу Коринфского залива. В этом городе завершилось его третье путешествие, во время которого он обошел всю Европу. Нужно заметить, что в путешествии св.Андрея нет ничего невероятного, так как еще древний христианский ученый Ориген свидетельствует о Скифии, как об апостольском уделе св.Андрея, а торговые пути "из варяг в греки" и "янтарный путь", по которым он прошел, были известны с древности.

Апостол Андрей Первозванный. Мозаика базилики Марторана в Палермо 40-50 годы XII в.

Путь из "варяг в греки", которым Апостол шел на север, соединял Балтийское и Черное моря. Он хорошо известен из русских летописей и проходил через Киевские и Новгородские земли. "Янтарный путь", которым Апостол, по-видимому, шел с севера на юг, соединял Балтийское и Адриатическое моря. Страны, лежавшие на берегах Балтийского моря, были издавна известны греко-римскому миру Средиземноморья. Между югом и севером Европы существовали торговые связи, а наиболее дорогим товаром, привозившимся с Балтики в южные страны, был янтарь, отсюда и название "янтарный путь". Длительное время основным источником янтаря был полуостров Ютландия на западе Балтийского моря (в Дании), позднее стал преобладать янтарь из Пруссии – с южного побережья Балтики. Об интенсивности торговых связей свидетельствуют богатые клады, во множестве найденные на островах и побережье Балтийского моря, содержащие римские монеты и изделия мастеров из Римской империи. В I веке римский флот дважды огибал Ютландию и входил в Балтийское море: первый раз в самом начале века, при императоре Октавиане Августе, второй раз в 60 году, при императоре Нероне, незадолго до посещения Балтики св.Андреем. "Янтарный путь", как полагают историки, начинался около устья реки Неман, шел на запад вдоль южного берега моря до Вислы, по Висле поднимался до ее верховьев, далее вел на юг до верховьев Дуная, где уже были римские крепости и начинались владения империи. Предполагая, что для возвращения в пределы Римского государства, Апостол воспользовался "янтарным путем" и должен был перейти из устья Невы в устье Немана, мы можем допустить, что он посетил и территорию нынешней Латвии. Во всяком случае, в таком утверждении нет ничего невероятного.

В Патрах святой Андрей с усердием проповедовал веру Христову, совершил множество исцелений и привел ко Христу множество людей, между ними была Максимилла, жена проконсула Ахайской области и Стратоклий, брат проконсула. Но сам проконсул, именем Егеат, был упорным язычником и гонителем верующих, тем более что в те годы в Римской империи царствовал нечестивый император Нерон, воздвигший лютое гонение на христиан. Встретив однажды проконсула, блаженный Андрей сказал ему: "Тебе, судье людей, следовало бы познать своего Судию, Сущего на небесах, и, познав, поклониться Ему, поклонившись же истинному Богу, следовало бы отвращаться от ложных богов". И многие другие назидательные и спасительные слова присовокупил святой Апостол, желая отвратить проконсула от эллинского нечестия. Но Егеат не внял словам его, а повелел бросить его в темницу. В ночное время собрались к нему верующие христиане, имевшие намерение освободить его силою из заточения. Но Апостол удержал их от этого, говоря: "Если и нужно бояться мук, то только вечных. Временные же страдания прекращаются когда душа покидает тело. Поэтому будьте готовы к тому, чтобы через временные скорби и страдания перейти к радости вечной жизни, где навсегда будете царствовать со Христом". Так поучал Апостол народ, а себя укреплял к грядущим страданиям. Наутро проконсул Егеат призвал св.Андрея на судилище, жестоко мучил его и приказал распять его на кресте. "Я раб Креста Христова и желаю крестной смерти", – восклицал Апостол, слыша приговор мучителя. Слуги проконсула повели святого на место казни, где и распяли его на кресте, имевшем форму буквы "Х", не прибив, но привязав его к кресту, дабы продлить его мучения. Множество людей собрались к месту казни и восклицали: "Несправедливо страдает так святой муж!" Андрей же убеждал верующих христиан терпеть временные мучения, уча, что никакое мучение ничего не стоит в сравнении с имеющим быть за него воздаянием.

Памятник святому апостолу Андрею Первозванному в Херсонесе

На второй же день народ собрался к дому проконсула и требовал снять Апостола с креста. Тогда Егеат убоялся народного гнева и пошел со слугами своими к месту казни, чтобы снять Андрея со креста. Но, когда слуги хотели отвязать его от креста, они не смогли этого сделать. Святой же Апостол так молился: "Господи Иисусе Христе, прими дух мой с миром, ибо время уже мне придти к Тебе! Прими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста, как примешь дух мой!". В это время его осиял свет с неба и блистал вокруг него, так что людям невозможно было смотреть на него. Сияние это продолжалось около получаса, а затем Апостол предал святую душу свою в руце Божии и так отошел от жизни сей в блистаниях света.

Случилось это в городе Патры, в провинции Ахайя в Южной Греции, 30 ноября 67 года по Рождестве Христове, в царствование нечестивого императора Нерона, в первое гонение на христиан в Римской державе. Верующие с великой честью погребли Апостола в Патрах, а жестокого проконсула Егеата постигла вскоре злая смерть.

Уже в самые древние времена христианскими писателями составлялись жизнеописания Андрея Первозванного, где повествовалось о его дальних путешествиях, апостольских трудах и многих чудесах. Рассказывает о святом Андрее и "Церковная история", составленная Евсевием Кесарийским во дни императора Константина I Великого, в IV веке. Евсевий также свидетельствует, что Андрей Первозванный проповедовал в Скифии. Особо подробное и всеми чтимое житие св.Апостола Андрея Первозванного составил византийский духовный писатель IX века Епифаний Монах, очень почитавший сам святого Апостола. Епифаний сам прошел по пути святого Андрея, собирая везде предания и сведения о нем. На "Житие" Епифания опирались все последующие авторы, писавшие о святом Андрее. Епифаний Монах свидетельствует, что святой Андрей совершил три апостольских путешествия и что память его особо чтилась в тех местах, где он сам проповедовал, в том числе в Патрах, месте его мученической кончины и в Синопе, месте его страданий. В Синопе в IX веке почиталась икона св.Андрея Первозванного, написанная на мраморе. "Житие" Епифания в XI веке было переведено на славянский язык.

Святой вел.мученик Артемий. Фреска Мануила Панселина. Афон. Карея.

Мощи святого славного и всехвального Апостола Андрея Первозванного и крест, на котором он был распят, благоговейно хранились христианами города Патры и с древнейших времен благочестивые верующие стекались на поклонение этим святыням. В IV столетии, повелением императора Константина I Великого, в новой столице – Константинополе, был заложен храм в честь святых Апостолов – Апостолейон, который, по мысли царя, должен был стать местом пребывания мощей святых Апостолов и местом упокоения православных царей. Строительство храма было завершено к кончине царя Константина – к 337 году. В 357 году в Апостолейон были перенесены святые мощи Апостола Андрея. Руководство перенесением мощей было возложено на одного из почетнейших военачальников Империи – Артемия. Он с юных лет был одним из сподвижников Константина Великого и ревностным христианином. С великими почестями перенес Артемий мощи святого Апостола Андрея в столицу, где были положены они в храме святых Апостолов, глава же святого и крест были оставлены в Патрах. После перенесения мощей Артемий был назначен на значительнейшую должность августалия в Египте – командующего размещенными там войсками. Он усердно утверждал в Египетской стране христианскую веру и сокрушал идолов, а в царствование нечестивейшего царя Юлиана Отступника мужественно обличал его жестокость и языческие заблуждения, за что был подвергнут страшным истязаниям и казнен в 362 году, он почитается Церковью как святой великомученик.

В 536-550 годах старая церковь святых Апостолов была разобрана и на месте ее была построена новая, повелением благочестивого императора Юстиниана I. Церковь эта отличалась несказанною красотою и имела множество святынь. В ней пребывали святые мощи Апостола Андрея Первозванного, святого Апостола и Евангелиста Луки, святого Апостола Тимофея – ученика Апостола Павла. Здесь же находились мощи равноапостольных царей Константина и Елены, Святителей Константинопольских Иоанна Златоуста и Григория Богослова. В Апостолейоне находились также гробницы византийских императоров, последним в этом храме погребли царя Константина VIII, умершего в 1028 году. Апостолейон был разрушен турками, но этот древний храм повторяет известный собор св.Марка в Венеции, построенный по его образцу. В разное время части мощей св.Апостола Андрея были отделены и помещены в различных монастырях и храмах Константинополя, а честная глава Апостола и его крест оставались в Патрах, куда продолжали стекаться многочисленные паломники.

Андреевский кафедральный собор в городе Патры в Греции. Построен в 1908-1974 г.г.,

В 1204 году, во время IV крестового похода, крестоносцы захватили и разграбили Константинополь. Латиняне расхитили не только сокровища византийской столицы, но забрали и многие святыни и перевезли их в Западную Европу. В 1208 году католический кардинал Петр Капуанский забрал мощи св.Андрея из храма Апостолеон и увез их в Италию, в город Амальфи, где они находятся и сегодня. Глава же Апостола, многие части его мощей и крест оставались у православных христиан в Греческой земле. В поздневизантийское время на полуострове Пелопоннес, где находится город Патры, образовалось греческое княжество Морея, которыми управляли деспоты (князья) из царствующего рода Палеологов. В 1462 году последний морейский деспот Фома Палеолог, брат последнего византийского императора Константина XI, бежал в Италию, спасаясь от турецкой угрозы и увез с собою главу и крест святого Апостола Андрея Первозванного. Так глава и крест Апостола оказались в Риме, где оставались до XX века. Все это время Патры оставались местом особого почитания святого Апостола и жители города верили, что честная глава Андрея Первозванного вернется на место его мученической кончины. В начале XX века в Патрах был заложен новый величественный кафедральный собор в честь святого Апостола Андрея, который строился много лет и стал крупнейшим храмом на Балканах. Собор был закончен только в 1974 году. Из Рима в Патры были возвращены святая глава Апостола Андрея и часть его креста, ныне пребывающие в Андреевском соборе. Глава Апостола покоится в правом приделе, под беломраморной сенью, в серебряном ковчеге, в соборе находится и Андреевский крест-реликварий, в котором хранятся части подлинного креста, на котором был распят Апостол. Многие части мощей святого Апостола Андрея в позднее средневековье были собраны на святой горе Афон, знаменитой обилием находящихся там святынь. Части мощей Апостола находились в Великой Лавре св.Афанасия Афонского, в Русском монастыре св.вмч.Пантелеимона, в скиту св.Андрея Первозванного и в Ильинском скиту, причем в Пантелеимонове монастыре пребывала правая стопа святого, а в Ильинском скиту – левая, в Андреевском же скиту пребывали три частицы святых мощей – две от главы и одна от десницы. Скит этот был самым большим и почитаемым скитом на Афоне, в начале XX века там подвизались 700 монахов. В 1881-1900 годах в скиту был построен собор во имя Апостола Андрея Первозванного, вмещающий пять тысяч человек. Это самый большой храм на Афоне и второй по величине в Греции, после собора в Патрах.

В России святой Апостол Андрей Первозванный изначально почитался как первый просветитель Русской земли, впервые принесший в славянские земли весть о Воскресении Христовом. Первый наш летописец преподобный Нестор поместил рассказ о посещении Апостолом Киевских и Новгородских пределов в своей "Повести временных лет", а затем о проповеди св.Андрея в Русской земле обязательно говориться во всех русских летописях и житийных сборниках. Особо подробный рассказ об апостольском путешествии св.Андрея через Русь помещен в Степенной книге, составленной в XVI веке. Уже в XI веке на Руси были построены храмы во имя св.Андрея – Андреевский монастырь в Киеве, соборный храм в городе Переяславле Южном, храм в Великом Новгороде. На том месте, где Апостол поставил крест "на Киевских горах", была построена церковь Воздвижения Креста Господня, существовавшая много столетий. В XVIII веке ее заменили большой и нарядной церковью св.Андрея Первозванного. Большой храм в честь Апостола Андрея был построен и в селе Грузине, на реке Волхов близ Новгорода, где, по преданию, Апостол оставил свой посох.

Крест воздвизальный из Новгородского Николо-Вяжищского монастыря. 1553 г. В крест вложена частица мощей св.Апостола Андрея

Рака со святынями, среди которых находится десница св.Апостола Андрея Первозванного в Богоявленском соборе

Малые частицы мощей св.Апостола Андрея издревле приносились на Русь из Греческой земли. Одна из таких частиц, вместе со многими другими святынями, вложена в древний воздвизальный крест из Новгородского Николо-Вяжищского монастыря. Этот богато украшенный и большой по размерам крест был изготовлен новгородскими мастерами по заказу Вяжищского игумена Никифора в 1553 году. В Москву он был принесен первым царем из дома Романовых Михаилом Федоровичем в 1613 году, перед венчанием на царство – т.е. будущий царь прибыл в свою столицу с этой святыней. С тех пор крест этот хранился в Благовещенском соборе Московского Кремля и употреблялся при богослужениях только два раза в год – на праздник Воздвижения Креста и в Крестопоклонное воскресение. В 1699 году для Благовещенского кремлевского собора был заказан еще один крест со многими святынями, в том числе и с частицей мощей Андрея Первозванного. Этот драгоценный крест получил название "Корсунского" и использовался в соборе как напрестольный. В 1644 году греческие монахи поднесли в дар царю Михаилу Феодоровичу десницу Апостола Андрея. Это была первая значительная часть мощей Первозванного Апостола, принесенная в Россию. Десница в драгоценном ковчеге была помещена в Успенском соборе Кремля. После революции она оказалась в хранилищах музеев Московского Кремля и была возвращена верующим в год Тысячелетия Крещения Руси. 26 мая 1988 года Церкви вернули некоторые святыни, находившиеся в кремлевских музеях, в том числе и десную руку св.Андрея. Святыни эти были переданы в Богоявленский Патриарший собор Москвы. Десница апостольская и ныне пребывает в этом соборе. У северной стены этого величественного и намоленного храма, под высоким старинным Распятием находится рака, куда вложены часть Древа Креста Господня, десница св.Андрея, глава Святителя Иоанна Златоуста, части мощей Святителя Николая Чудотворца и Святителя Петра Московского.

Звезда и орденский знак св.Андрея Первозванного

Очень почитавший святого Андрея Первозванного царь Петр I учредил во имя его орден, первый и высший в России. Орден Андрея Первозванного был учрежден в 1698 году, а награждения им производись с 1699 года.

С 1699 по 1917 год были награждены высшим орденом России немногим более одной тысячи лиц. Орден имел девиз "За веру и верность", а на орденском знаке был помещен Андреевский крест с изображением распятого св.Андрея и четыре латинские буквы – SAPR, что означало Sanctus Andreas Patronus Russiae – Святой Андрей Покровитель России. Орден Андрея Первозванного, как высшая награда России, был восстановлен 1 июля 1998 года. Одним из первых возрожденным орденом был награжден Святейший Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси.

28 декабря 1988 года был учрежден церковный орден св.Апостола Андрея Первозванного, который является высшей наградой Русской Православной Церкви.

При Петре I Андреевский крест стал изображаться на российском военно-морском флаге, отчего и сам флаг именуется часто "Андреевским".

16 мая 1703 года, в праздник Святой Троицы, Петр I совершил закладку новой столицы России Санкт-Петербурга. При закладке в основание нового града был положен золотой ковчег с частицей св.Андрея Первозванного в память о том, что Апостол некогда побывал и благовествовал в этих местах и в благословение городу.

Кронштадт. Андреевский собор. Открытка начала XX в.

В 1764-1768 годах в Петербурге был построен большой каменный собор св.Андрея на Васильевском острове. Благолепно украшенный, Андреевский собор был одним из самых почитаемых храмов столицы. Закрытый в 1938 году, он был возвращен верующим в 1990 и в нем возобновились богослужения. Нельзя не вспомнить и еще один известный Андреевский собор – в городе Кронштадте близ Петербурга, где с 1855 по 1908 год – более полувека – служил знаменитый российский пастырь святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В 1833 году в Россию была доставлена еще одна значительная часть мощей святого Апостола Андрея. Ее прислал в дар Святейшему Синоду Патриарх Иерусалимский Афанасий V. Священный дар доставил в Петербург один из православных иерархов Святой земли архиепископ Иерофей, будущий Патриарх Антиохийский. Эта часть мощей до революции хранилась в серебряном ковчеге в Синодальной палате.

Русский общежительный скит св. пророка Илии на святой Афонской горе. Литография 1914 года

В 1893 году в Россию для сбора пожертвований прибыл со святой горы Афон архимандрит Гавриил, настоятель Ильинского скита на Афоне. Он привез с собою святыни скита – чудотворную икону Пресвятой Богородицы "Млекопитательница", частицу Древа Животворящего Креста Господня и левую стопу св.Апостола Андрея. Это была третья значительная часть мощей Апостола, принесенная в Россию. С афонскими святынями архимандрит Гавриил побывал во многих русских городах, в том числе и в Москве, везде получая щедрую милостыню для своей обители. В то время Афон посещали тысячи русских богомольцев, направлявшихся в паломничество через Одессу. Отец Гавриил решил устроить в Одессе подворье Афонского Ильинского скита, где могли бы останавливаться богомольцы, направляющиеся на Афон и в Иерусалим. Подворье было построено в 1894-1896 годах и имело обширный храм в честь Пророка Божия Илии, колокольню и трехэтажные корпуса для богомольцев. Одновременно велось большое строительство и работы по благоустройству в Ильинском скиту на Афоне. Отец Гавриил был монахом высокой и богоугодной жизни, истинным подвижником благочестия. Он пользовался большим авторитетом на Афоне и в России, мудро управлял многолюдным братством Ильинского скита, был любвеобильным духовником многих иночествующих и мирян. В 1901 году настоятель скита прибыл с афонскими святынями в Россию в последний раз. Здоровье его было подорвано неустанными хлопотами о ските, его обширном хозяйстве и многочисленных подворьях и частыми морскими путешествиями. 19 октября 1901 года архимандрит Гавриил скончался на Дону, в станице Новониколаевской, где тоже было скитское подворье. Тело его было перевезено в Одессу и погребено в склепе Ильинского храма. Божиим изволением в Одессе остались и афонские святыми, принесенные в Россию отцом Гавриилом. В годы советской власти храм Одесского подворья Афонского Ильинского скита действовал как приходская церковь, а гробница афонского архимандрита почиталась верующими. В июле 1994 года по благословению Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела были открыты нетленные мощи подвижника, от которых свершилось несколько исцелений. В том же году преподобный Гавриил Афонский был прославлен Священным Синодом Украинской Пра