Как устроено богослужение праздника Успения Богородицы

Праздник Успения по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом. Кто написал богослужебные тексты праздника и откуда взялся Успенский чин погребения плащаницы?
 Богослужебные тексты праздника Успения были написаны св Иоанном Дамаскиным, св. Космой Майумским, св. Феофаном Начертанным, св. Германом, патр. Константинопольским. 

В Иерусалимской Церкви с XV в. празднование Успения имеет характерную особенность - в Гефсимании, на месте предполагаемого погребения Божией Матери, проводится особое богослужение, называемое Чин погребения Божией Матери. Это богослужение имеет структуру, аналогичную утрени Великой субботы. Содержание песнопений посвящены Божией Матери, но с точки зрения стилистики являются подражанием текстам чина погребения Спасителя. В храме метохии (подворья) Гефсиманского монастыря, расположенного прямо напротив входа в Храм Воскресения (Гроба Господня) хранится вышитое изображение почившей Богородицы – плащаница. 12 августа плащаница с торжественной процессией переносится в Гефсиманию в храм на месте погребения Божией Матери. 14 августа, в день накануне праздника Успения совершается Чин погребения, а в сам день праздника – служба Успению. 

В XIX в. этот чин был переведен на славянский язык и совершался в России в избранных храмах и монастырях - в Московском Успенском соборе; в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. 

Святитель Филарет, митрополит Московский благословил совершать в Гефсиманском скиту особый праздник 17 августа – Вознесение Божией Матери. В этот день совершался иерусалимский чин погребения Богородицы. В наше время чин погребения Божией Матери весьма распространен и совершается во многих приходских храмах – обычно на второй или третий день праздника (или, реже, вечером в первый день праздника). В Русской Церкви также принято употребление Успенской плащаницы, которая выносится на середину храма для поклонения на Всенощном бдении и полагается посередине вместо праздничной иконы на украшенной цветами гробнице. 


Плащаница праздника рассказывает о погребении Пресвятой Богородицы. Говорят: «Богородичная Плащаница». Храм насыщен цветом не красным (как на Пасху), но голубым (это цвет богородичных праздников). Все в храме предстоят перед плащаницей, словно апостолы перед ложем Богородицы. Во время совершения чина погребения священники выходят к плащанице под пение тропарей, напоминающих тропари Великой Субботы. После чего следует продолжительное богослужение, в котором исполняются «Непорочны» (это пространные песнопения, в состав которых входит 118 псалом, исполняющийся, как правило, при погребении усопших). Ближе к концу богослужения трижды кадят вокруг плащаницы, совершают земной поклон и обносят плащаницу вокруг храма. С пением «Святый Боже...» плащаница возвращается на свое место в храме при пении тропаря праздника. 

Успение завершает праздничный годичный богослужебный круг Церкви. Земная история словно заканчивается в конце лета. Осенью же, после церковного новолетия (1 сентября по «старому стилю, 14 сентября  по «новому» стилю), все начнется снова Рождеством Пресвятой Богородицы.


Информация с сайта: http://www.nsad.ru/articles/kak-ustroeno-bogosluzhenie-prazdnika-uspeniya-bogorodicy