О консультировании

За последние 20 лет в нашем Отечестве значительное большинство людей покрестилось без оглашения и научения крещаемых вере. Теперь 80% населения страны заявляет о себе как о православных, а в церковь ходит только около 5%, остальные 75 не понимают, как связаны вера в Бога, Церковь и их собственная жизнь, для чего нужно «так часто» ходить в храм как это делают «истово верующие», если и так веруешь в душе.

Для нас не секрет, что крещенный без должной огласительной подготовки человек очень многого не знает, не осознает и не делает. Он не обрел верной мотивации к разумно-деятельной вере и воцерковлению, после формально произнесенных крещальных обетов. Такой человек как правило не знает: существа своей веры и основ церковного вероучения (хотя бы в объеме Символа веры).

А знать свою веру (в объеме «Закона Божьего»), и изменять жизнь по вере, которую принял крестившийся человек - является его призванием и священным долгом. Только опытно знающий, способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище. Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись (см Мк.16: 16; Евр.11: 16).

Идея организации приходского консультирования была продиктована самой жизнью. В современных городах после разрушительных действий богоборческой власти мизерное количество небольших православных храмов не способно вместить всех приходящих. Особенно это касается родительских поминальных суббот, воскресных и праздничных дней. В такие дни людской поток многократно превышает обычное число прихожан. Бывает такое чаще на Пасху, на Рождество Христово и в День Святой Троицы. Не меньше бывает людей и в Крещение Господне, при раздаче святой крещенской  воды, в дни двунадесятых праздников, в Великую Субботу, когда освящают куличи и крашеные яйца.

В эти дни к вечеру свечницы изнемогают от бесконечно повторяющихся вопросов: куда поставить свечу, где канун, где какая икона. Вопросы сыплются самые разнообразные, иногда очень сложные, но в основном конкретные, жизненные, простые. Как подготовиться к крещению, к исповеди, к причастию; чем католики отличаются от православных; как пользоваться святой водой; куда поставить свечу, если сын плохо учится, а куда, если еще и муж пьет, и в семье скандалы; кто моя небесная покровительница, почему она, как и я, мученица...?

Вот типичная ситуация из приходской жизни: священник исповедует перед службой огромное количество людей. На каждого человека у него по одной  минуте. А на церковном киоске народу еще больше. Все нервничают, суетятся. И тут какая-нибудь женщина начинает задавать киоскеру свои вопросы. Происходит конфликт, в результате которого неудачника - вопрошателя резко останавливают и иногда в грубой форме удаляют из очереди. Дескать, не мешай другим исполнять свои «религиозные» обязанности (покупать свечи).

Но даже в моменты затишья, когда есть несколько минут, чтобы поговорить с батюшкой, - не каждый дерзнет обратиться к священнику. Во-первых, это, к сожалению еще как-то непривычно, во-вторых, страшно. А вдруг батюшка прозорливый? А вдруг осудит? Даст какое-то невыполнимое «задание», а времени итак нет… И человек идет к свечнице, уборщице, к просто случайной прихожанке, доверяя ей свою совесть, свою боль…
Какой же ответ получает этот человек? Насколько он адекватен? Конечно, в наших храмах трудятся и образованные киоскеры и уборщицы, но часто можно встретить и «бабушкино богословие», состоящее из околоцерковных суеверий.

Довольно часто православных укоряют: сектанты стоят на каждом углу, стучатся в дома, снимают для проповедей стадионы, а где же ваши миссионеры? Констатируют - «главный катехизатор» в православном храме сегодня – бабушка-уборщица. Она на виду, вот и обрушивается на нее весь шквал вопросов «захожан».

Одним из вариантов решения этой проблемы стала служба приходского консультирования, смысл которой состоит в системной организации «ликбеза» на местах.

Пусть разъяснительной работой занимаются специально подготовленные люди. Это непременно изменит микроклимат человеческих отношений внутри прихода в лучшую сторону. Прежде всего, изменится восприятие прихожанами смысла и содержания христианских таинств. До тех пор пока на приходе не появится значительное число людей, ясно понимающих, что им нужно делать на исповеди, и как готовиться к причастию, никакой духовной жизни на приходе не будет! Кроме того приходская консультация экономит время священника. Она освобождает его от решения множества технических и ритуальных вопросов и позволяет ему заниматься непосредственно пастырским делом. Она так же дает возможность пастырю влиять на большее количество людей на приходе.

Служба приходского консультирования является, прежде всего, «служением слова» и здесь возникает резонный вопрос: есть ли в церковной традиции место для проповеди мирян? Не становимся ли мы обновленцами, когда разрешаем непосвященным проповедовать в храме? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно, прежде всего, сказать, что  приходское консультирование осуществляется за пределами богослужения. 

Проповедь с церковного амвона совершается священником, получающим право учительства в таинстве рукоположения и действующим по благословению правящего архиерея. Эта проповедь имеет литургическую природу и потому содержит в себе присущие православному богослужению черты: особенностью традиционной церковной проповеди является нравственный посыл, прямое обращение проповедника к совести верующих. 

Приходское консультирование является по форме методом катехизации (Катехизация от греч. слова катехизис – κατήχησις – поучение, наставление), а по содержанию свидетельством  ученичества Христова.

Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:
  • 46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».
  • 78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».
  • 47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».
  • 7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».
Пример  высказывания  святых отцов: 

 *Слово Божие требует, чтобы христиане были как ученики Христовы,  которые в своей жизни сообразуются единственно с тем, что во Христе видят или, что от Христа слышат. 

 
Св. Василий Великий. Правила Богоугодной жизни.
 
 *Каждый, если что знает из опыта или наставления  отцов, сообщи другому, не знающему, а чего не знает, займи у знающего.
 
Св. Василий Великий.Там же.
 
*Простри сеть любви, не для того, чтобы хромающий погиб, но лучше, чтобы он исцелился…Научи, что принимаемое по пристрастию или по неведению за хорошее - несогласно с преданием апостольским, и если человек  заблуждающийся примет это наставление, то, по изречению пророка, он жизнью поживет, и ты избавивши душу твою (Иез. 3:21); если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе не оказаться виновным, засвидетельствуй только об этом с долготерпением и кротостью, чтобы Судия не взыскал души его от руки твоей, - без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ее ты  приобретай и, хотя бы ты не получил никакой другой пользы, это - великая  польза, это - великое приобретение, чтобы любить и доказать, что ты - ученик Христов.
 
Св. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии.
 
* «Ей, владыко, Господи, услыши мя грешнаго в час сей за раба Твоего… уста его твоего хваления исполни, руце его простри к деланию заповедей  твоих, нози его к течению благовествования твоего исправи».
 
Требник. Чинопоследование таинства соборования.
 
*Научу беззаконныя путем твоим…
 
50 псалом. Утреннее правило. 
 
Мы видим, что в Церкви всегда было принято давать пояснения для начинающих прихожан. Одни  – малоцерковные, спрашивали, а другие, – более опытные, объясняли. Сейчас, при духовном одичании, вследствие долгого, массового и насильственного отлучения людей от веры и Церкви, необходимость в своевременных ответах вопрошающим - самая острая. Приходское консультирование, ориентирующее людей в вопросах православной веры в начале или в процессе их воцерковления, должно стать естественной составляющей многогранной жизни прихода, (первоначальной формой приходской катехизации), сферой приложения имеющегося церковного опыта, сил и знаний.

В храме св.блгв.вел.кн.Александра Невского «Консультационная служба» осуществляет свою деятельность уже 2 года и на основании полученного опыта можно сказать, что нуждающиеся в консультативной помощи, чаще всего крещены, но не наставлены в вере (не оглашены должным образом), не приобщены к церковной жизни, но делающие первые шаги на пути к Богу и Церкви. Посещение храма этими людьми бывает непредсказуемо, от случая к случаю, так как духовная жизнь их не устроена. Имеется, как уже говорилось, множество всевозможных причин их прихода в храм. Одни идут от жизненных невзгод, скорбей и неурядиц, а кто-то по просьбе других людей, нуждам и болезням своих ближних (рядом с храмом находятся несколько городских больниц, военное училище, и т.п.). Многие приходят в храм ради Крещения, Венчания или отпевания родных и близких. Довольно частое явление теперь, когда люди приходят в храм раз в 3-4 месяца, на 10-15 минут, как правило, перед какими-то ответственными делами: перед полетом на самолете, перед предстоящей операцией, перед экзаменом или собеседованием при приеме на работу, сдачей на водительские права и т. д.

Сотрудники храма под руководством священноначалия стараются, чтобы эти люди, приходящие в храм, были правильно встречены и верно сориентированы в церковной жизни, получали своевременные и должные ответы на интересующие их вопросы. Чтобы понимали необходимость прививаться к Церкви и приносить плод богоугодной жизни: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15: 5-6).  

Цель приходского консультирования заключается в оказании необходимой (особенно духовно-просветительской, ориентирующей) помощи при воцерковлении любого приходящего.

Основной смысл - в проявлении живого человеческого участия в ответственный момент движения души к Богу. Поэтому принимается любое обращение приходящего человека. Консультант может по существу ответить на задаваемые вопросы по православной тематике (приобретение в храме крестиков, икон, церковной литературы; правильное написание записок о здравии и о упокоении; трудные места и сюжеты Библии; богослужение и церковный календарь и т.п.); указать, где и что располагается в храме; сориентировать в действиях и поведении в храме; дать необходимые советы; предложить необходимую помощь по нуждам человека. А в результате состоявшегося общения порекомендовать регулярно читать духовную литературу, молиться, посещать храм; помочь разобраться с вопросами, касающимися исповеди и причастия Святых Христовых Тайн.

В определенных случаях консультант направляет людей в церковную лавку, в приходскую библиотеку, в Воскресную школу и т. д. Конечно сотрудник «Консультационной службы» не подменяет собою обращение к священнику и в необходимых случаях обязательно направляет вопрошающего к пастырю.

Просветительское служение Церкви, основанное на учительстве, включает в себя не только катехизацию, но и религиозное образование. Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Религиозное образование — это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту. Поэтому в Войсковом соборе второй год успешно действует Воскресная школа для взрослых с определенной вероучительной программой.

Обратиться в «Консультационную службу» можно с 10 час. до 17 час. по дням указанным в объявлении. Субботу, воскресенье и праздничные дни обязательно есть дежурный консультант, рабочее место которого находится в соборе, в правой стороне, за стеллажами с иконами.