О внешнем виде христианина и украшении женском

О внешнем виде христианина и украшении женском.

 

О внешнем облике христианина.

           Чем стал храм для современного человека? Обычная картина контрастов приходской жизни — открытые яркие одежды «захожан» среди строгих черных священнических ряс. Словно из одного источника текут сладкие и горькие воды, в одном историческом месте обнаруживаются современные нравы и древние церковные правила!
          Со временем для одних храм стал только местом культурного отдыха, шедевром мирового искусства, подобно афинскому акрополю или египетским пирамидам, для других же он навсегда остался православной святыней и силой, объединяющей Святую Русь.
        «Странные» одежды монахов, как и все традиции монашеской жизни, — образ покаяния, пример большей заботы о внутреннем мире человека, чем о внешней стороне жизни, — не всегда понятны современному человеку. Стиль современной моды попирает законы совести и стыдливости. И с прискорбием приходится констатировать факт, что современный человек не вдохновляется  примером благочестивым — образом скромной и сдержанной одежды, даже не задумывается — для чего именно такую одежду вот уже более двадцати веков предпочитают носить верующие люди.
               Казалось бы, зачем говорить о таком личном деле, как манера одеваться. Однако же именно «по одежде» мы судим о характере людей и в зависимости от внешнего вида принимаем или не принимаем их в общение. Не случайно император Петр Великий свой путь к реформе общественных отношений и упразднению патриаршества на Руси начал с изменения внешнего облика своих подданных — приказал брить бороды и носить парики. Великий реформатор и поклонник западной культуры понимал, что с изменением внешнего вида начинается воспитание нового внутреннего мира человека. Чрезмерное увлечение западной культурой, внешней красотой привело к забвению главного богатства человека — красоты души. «Душа драгоценнее всего сотворенного, — говорит преподобный Макарий Великий, — ибо только человек сотворен по образу и подобию Божию». Истинная красота человека — в сиянии образа Божия, нетленной красоте вечной души.
              Относительно внешнего вида Церковь учит: «На женшине не должно быть мужской одежды и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5). Мужчина, мирянин, должен находиться в храме с непокрытой головой, а женщина —.с покрытой: «Всякий муж моляшийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11, 4-5).
              Апостол Павел пишет, чтобы жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2, 9-10). «Не покрывайте Божия лика гнусными красками и вместо лица не носите личины. Один цвет любезен в женщине — это добрый румянец стыдливости», — учит святитель Григорий Богослов.
        Внешний вид христианина должен быть скромным, должен являть чистоту души. Такой божественной красотой сияют лики святых. Их образа украшают храмы и открывают нам благолепие иного мира. Храм — дом Божий. И как в чинопоследовании богослужения Церковь определяет строгий порядок, так и каждому отворяющему двери храма заповедано входить в него с «верой, благоговением и страхом Божиим»!
         Проходят века, меняются царства и их законы. Они так же изменчивы, как и сама человеческая натура. Входя же в храм, каждый входит в вечное царство благодати Божией. Цените это и отдавайте Божие Богу (Мк. 12, 17), подчиняйтесь Его духовным законам.

Составлено по проповеди
 иеродиакона Галактиона насельника 
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

 

О внешнем облике женщины.

           Прелесть эта насколько суетна и соблазнительна, свидетельства не требует, ведь чего ради жёны лица свои украшают? Иной причины и не сыскать, кроме той, чтобы людям показаться. Не для себя они украшаются, потому что в домах своих бывают вовсе без украшения, да и тело этого не требует, и здоровья краски не придают, а вредят только. Одна та остаётся причина — людям показаться. Худо они делают, что ходят на банкеты, на браки, на комедии, в компании и на разные собрания. А хуже того, когда в Церковь святую с этой безделицею входят, и тем храм Божий позорищем соделывают...

Образ живописный портится
(составлено по учению святителя Игнатия (Брянчанинова))

      Есть, например, прекрасная живописная картина, некоторым известным художником написанная. Но сыскался вдруг другой художник неискусный, и этот чудный образ переправил по своему хотению, — всякий бы этому безумному делу посмеялся, и живописцу, написавшему образ, немалая бы обида была от того и досаждение. Подобно делают те бесстыдные жёны, которые лица свои намазывают, и белилами и красками украшают. Бог и Создатель наш, Премудрый живописец, как весь состав тела и души всякому человеку подал, так и изображение лица всякому подаёт. Но когда намазывают и украшают свои лица люди, — дело рук Его святых переделывают и портят, и этим Самому Богу, Создателю своему делают обиду и досаждение, людям разумным отдают себя в посмеяние, или, вернее, в сожаление, а юным сердцам — в соблазн.
       Вот куда ведёт мазание и украшение женских лиц! Дело Божие, как будто бы плохо сотворённое (о чём мыслить и что говорить даже страшно), переделывают эти бесстыдницы. В юных сердцах плоть, страстной похотью жегомую, более разжигают. И делают всё это те, которые Христа, Сына Божия, за грехи наши распятаго и умершаго, исповедуют!
           О, прелести, о, хитрости дьявольские! О, до чего дошло злого духа коварство! Великое орудие дьявольское есть такое лиц украшение. Ничем он более не уловляет человеческих сердец, как этой своей сетью, ничем более не борет христиан, как этим своим орудием. И без поджигания горит плоть, и более всего у юных, так вот теперь ещё и от бесстыдниц исходит поджог. Горе им, потому что огонь к огню прилагают! Как не стыдно таким бесстыдницам в народ выходить! Скажи, скажи, пожалуйста, ради чего ты с такой личиной в люди исходишь? Показаться? Подлинно показываешь ты себя, и то, что в сердце твоём кроется, тоже показываешь.
             Видят то люди, но иные отвращаются от тебя, как от страшилища, а иные обращают очи свои на тебя, и зачинают болезнь, и раждают беззаконие. Худо такие делают, и себе и ближним во вред великий, что на обеды и прочие собрания так приходят. Но намного хуже и в большую себе пагубу делают, когда с таким безобразием в храмы святые, где слово Божие проповедуется, где святое имя Божие славословится, где общая молитва от верных к Богу приносится, где святые и страшные тайны совершаются, где Сам Бог особенно присутствует, — в храмы, говорю, святые дерзают входить. Если бы кто вопросил такую: зачем ты сюда, в сие святое и священное место пришла, — и если бы отвечала она: Богу молиться, то должно ей в обличение сказать: с такой ли утварью приходят на молитву? В молитве к Богу приступаем, Богу предстоим, беседуем и милости просим у Него — такая ли утварь и убор требуется здесь? Иное слово, иное убор и утварь твои являют. Молиться Богу пришла ты, но иное значит утварь твоя. Вот какая молитве утварь прилична: воздыхание, слёзы, плачь, коленопреклонение, биение в перси, а не тела и лица украшение.
          Если воздыхать и плакать будешь, убор твой обличит тебя, и покажет твоё лицемерие. Показать себя, а не молиться приходишь ты в таком уборе. Осмотрись же, зачем и в какое место с такою утварью ты приходишь, да не с тягчайшим грехом изыдешь. Свято и страшно место сие, яко дом Божий (Быт. 28, 17). Берегись же в святом и страшном месте нечистоты исполненное сердце иметь и прочих к тому соблазнять, и храм Божий бесчестным местом делать, да не дознаешь суд Божий на себе. Как осмотришься, то сама после будешь каяться и жалеть, что такой утварью себя украшала, и что не только в храмы святые, но и в прочие места в таком виде выходила, — чего тебе сердечно желаю.
               Такожде и жены во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием, да украшают себя не в плетенных, ни златом или бисерми, или ризами многоценными, но еже подобает женам, обещавающимся благочестию, делы благими (1 Тим. 2, 9-10).


 Пособие к сохранению образа Божия.

      Первое: помнить смерть. Помнить, что по лицу, масками ныне украшаемому, будут черви ползать, и то, что ныне благовониями мажется, тогда будет смердеть, а потом и в прах обратится.
         Второе: надо будет ответ Богу дать за соблазн, и чем более соблазняются этой прелестью, тем большее наказание соблазнительница примет. Обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит, глаголет Христос (Мф. 18, 7).
       Третье:  умными глазами смотреть на пречистое лицо Христово, которое ради беззаконий наших заплёвано и избито было.

 

Святитель Тихон Задонский