О посте и телевизоре

О посте и телевизоре.
 

         Пост телесный подразумевает:
•  ограничение в пище;
•  употребление особого вида пищи;
•  редкий приём пищи.


          Душевный пост также должен включать в себя:
•  ограничение внешних впечатлений — пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в огромных объёмах;
•  контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа;
•  исключением того, что раздражает страсти;
•  редкий прием пиши, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста — покаяние...

           Наши страсти тесно связаны с чувственными образами. Страсть появляется в сознании в виде греховного образа; и наоборот, греховный образ, воспринятый со стороны, возбуждает страсть в нашем сердце. Святая преподобная Синклитикия называла глаза «окнами смерти».
    Сценой, на которой непрестанно демонстрируются человеческие страсти во всём их разнообразии, эффективности и изощрённости, в наше время является телевизор. Он похож на источник постоянной радиации, который облучает смертоносным стронцием психику людей. Телевизор держит человека в страстном напряжении, как будто в пространстве его экрана заключен сгусток всех чувственных эмоций, страстей, похоти, жестокости, преступлении. То, с чем человек в прошлом мог — и то случайно — соприкоснуться несколько раз в жизни (скажем, картина убийства), теперь он видит каждый день.
           Душа имеет три способности: разум, эмоцию и волю. От неразлучной дружбы с телевизором воля у человека обессиливается, как у тех, кто часто принимает сеансы гипноза; чувство притупляется и требует новых острых ощущений и «допингов», а разум становится порабощённым сменяющими друг друга картинами, которые заставляют его жить в каком-то фантастическом мире, в постоянно продолжающейся фантасмагории.
     У разума две силы: образное и словесное общение. Слишком обильная, неуправляемая информация развивает низшую, механическую память, но подавляет творческую силу и энергию... Ум становится дряблым и пассивным иждивенцем чужих мнений и идей. Картины, которые человек увидел на экране телевизора, вращаются в его подсознании, всплывают в памяти, мелькают в сновидениях, как призраки. Мышление становится поверхностным, а язык болтливым. Защитные силы психики истощаются, не будучи способными справиться с лавиной впечатлений.
          Где место для безмолвия, для сердечной молитвы? Человек не видит самого себя, он живёт как будто не в доме, а в театре с непрекращающимися представлениями.
       Святые отцы говорят о том, что существуют три вида деятельности ума; это созерцание, рождающееся в безмолвии молитвы, рассуждение и воображение; при этом воображение — самый низший вид мышления, соединенный с чувственными страстями и фантазией.
        Святые отцы заповедовали пребывать в молитве, давать — когда это нужно в практической жизни — место рассудочному размышлению (при этом знать его меру и пределы) и бороться с воображением как со своим противником. А телевизор способствует обратному: развитию воображения, подавлению творческой силы ума и потере молитвы.
         Человек, проводящий время поста у телевизора, похож на обжору и пьяницу, который глотает все без разбора, даже не разжевывая куски, и при этом считает, что он держит пост по всем уставам Церкви.

 

Из книги «Как соблюдать пост»