Как подготовиться к Таинству Причащения

Что необходимо знать для приготовления к таинству причащения
 

       Уставом Церкви издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост — от 1 до 7 дней (каждому по силам его, и по рассуждению духовника; в среднем пост длится 3 дня, усердствующие продлевают его до 7 дней, в крайних случаях, либо по телесной немощи допускается пост в течении 1 дня) — воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц, и вообще умеренность в еде и питье, и воздержание от супружеских отношений на это время. Желающий достойно причаститься должен больше и усерднее молиться дома, чаще посещать Богослужения — каждый по мере своих сил и духовного опыта. Готовящийся к Святому Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от всякой злобы, осуждения, непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Есть добрый обычай — после исповеди и до Святого Причащения не есть и не пить. Безусловно, запрещается это накануне Святаго Причащения, после полуночи. К воздержанию от пищи и питья перед причащением надо приучать и детей с самого раннего возраста.  
 

Молитвенное правило

       Для молитвенной подготовки к Святому Причащению существует особое молитвенное правило, которое можно найти в молитвословах. Оно должно быть вычитано заранее. Правило состоит из трёх канонов: Покаянного – Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, — и особых молитв, которые называются «Последование ко Святому Причащению». Желающие могут прочитать акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери. Для новоначальных данное молитвенное правило по согласованию со священником может быть сокращено. Особое внимание при чтении молитвенного правила необходимо обращать на внимание в молитве, а не на количество прочитанных молитвословий.

Исповедь

         Перед Причастием обязательна исповедь. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертельной опасности. Исповедь есть таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение своих грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал святым апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Для получения прощения необходимо искреннее сокрушение о грехах своих, твёрдое намерение исправить свою жизнь, не повторять прежних грехов. Кающийся должен иметь крепкую веру в Господа Иисуса Христа и надежду на Его милосердие. Желающий причаститься должен подойти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее покаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, твёрдое намерение исправить свою жизнь, священник возлагает конец епитрахили на преклонённую голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться с вечера, накануне Причастия, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Святому Причащению. В крайнем случае можно исповедаться и утром, но до начала Божественной Литургии.  

Как вести себя у святой чаши

      Вот всё и исполнено. Прочитано молитвенное правило, исповеданы грехи, прослушана Литургия, причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские Врата.
«Со страхом Божиим и верою приступите...» — провозглашает диакон в храме. Вера и страх Божий — вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. Здесь нет места разговорам и суете, нет места уклонению своим вниманием к иконам, к святым мощам, но всё внимание должно отдать Христу Спасителю, присутствующему во Святой Чаше Своими Телом и Кровью. А на практике? Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди разговаривают, подчас толкают друг друга, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещаниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно в мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения и обрести в Святом Таинстве не жизнь вечную, а осуждение и Божию кару. Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять те немногие правила, которые установила Церковь:
       •  после окончания проповеди или чтения поучения нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Святых Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми;
        •  перед Чашей надо сделать земной поклон;
     •  когда отверзаются Царские Врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться;
        •  подходить к Чаше надо с правой стороны храма, а левую сторону оставлять свободной;
       •  первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети, мужчины и женщины. Нужно уступать ближним дорогу и ни в коем случае не толкаться;
       •  подойдя к Чаше, надо громко, отчетливо и внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христовы, немедля проглотить их, поцеловать нижний край Чаши, символизирующий ребро Христово, и сразу пройти к столику с запивкой, где съесть антидор и выпить теплоту — запить Причастие;
     •  у Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и опрокинуть Святые Дары;
         •  во время причастия нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;
     •  если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день — страшный грех;
         •  только после запивки можно прикладываться к иконам;
     •  в этот день в храме после Причастия не принято становиться на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.
     •  до окончания богослужения из церкви не уходить. Дома прежде всего следует прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении. Если благодарственные молитвы читаются в храме, следует внимательно выслушать их;
       •  в день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртным и вообще вести себя благопристойно, как можно чаще, со страхом Божиим, вспоминать, а лучше — постоянно помнить о том, что с нами сотворил Бог вТаинстве Причащения: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6, 56), и потому не только в храме или в кратчайшее время по выходе из храма, но и во все дни жизни быть особенно внимательным к себе, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого».
            Эти правила обязательны для взрослых и для детей с семи лет.
     Православный должен причащаться как можно чаще. Не причащаясь по уважительным причинам, должен причаститься хотя бы пять раз в году — по разу во все многодневные посты, а также в день тезоименитства (именин). Если в местности нет храма, то нужно во что бы то ни стало изыскать возможность причаститься хоть раз в году, не реже — иначе можно отпасть от Церкви.
         Конечно, причащаться нельзя для «галочки», ради исполнения определенных количественных норм. Таинство Евхаристии должно стать для православного христианина потребностью души, как пища для тела, без осуществления которой нельзя прожить.

 Кому нельзя причащаться

Ко Св. причащению нельзя приступать:
     •  имеющим вражду на ближнего своего;
     •  некрещеным;
     •  не носящим постоянно нательного креста;
     •  не бывшим накануне на вечернем богослужении и не исповедовавшимся;
     •  вкушавшим пищу или питие после полуночи;
     •  опоздавшим на Божественную литургию;
     •  не постившимся и не читавшим Правила ко Св. Причащению;
     •  женщинам в период месячного очищения,
  •  женщинам с непокрытой головой, в брюках, с косметикой на лице и в особенности — с накрашенными губами;
 •  неправославным, посещающим приходы неканонических, раскольнических церковных объединений (Греко-Католической и Римо-Католической церквей, украинской Автокефальной Православной церкви, Украинской Православной церкви — Киевский Патриархат и др.) и сект. Такие люди должны принести покаяние в том, что сознательно или бессознательно пребывали в расколе и этим пренебрегали божественным учением о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, нарушая при этом постановления Вселенских Соборов.