Кому на Украине нужна автокефалия и что происходит?

Имеют ли православные верующие Украины право на автокефальную Церковь?

Сергей Худиев

В принципе, да – проблема в том, что то, что происходит сейчас, невозможно назвать “процессом предоставления автокефалии”. Автокефалию возможно предоставить только уже существующей канонической Церкви, и делать это может тот Патриархат, к которому она принадлежит.  То есть Московский Патриархат мог бы предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви, если бы она обратилась с такой просьбой – чего она пока не делала.

Признание раскольнического сообщества,  отделившегося от одной поместной Церкви со стороны другой – это канонический абсурд, и называть это “предоставлением автокефалии” было бы ошибкой.  

Кто требует автокефалии?

Отметим еще раз, что единственное сообщество, которое было бы вправе ее требовать – Украинская Православная Церковь Московского Патриархата – никакой автокефалии не требует. Автокефалию запрашивает, по словам патриарха Варфоломея “досточтимое правительство Украины”. Действительно, запрос исходит именно от светских властей – причем многие государственные деятели, активно добивающиеся автокефалии, не являются членами Православной Церкви даже чисто формально, причисляя себя к неправославным религиозным сообществам или вовсе атеистам.

В действительности мы имеем дело с ситуацией, когда государство создает  религиозную структуру под свои, государственные цели – и говорит об этом совершенно открыто. Например, как сказал Президент Петр Порошенко, “Автокефалия – это вопрос нашей независимости и нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее пятая колонна в Украине”.

Юридически, в государстве, которое считает себя светским и демократическим, такое вмешательство государства в дела Церкви является очевидным беззаконием. 

Каковы мотивы властей?

Помимо вполне явно озвученных политических причин можно обратить внимание и на то,  что национализм (украинский в частности) идеологически не совместим с христианством. Для националиста превыше всего нация,  для христианина – Христос.

Националистическое приветствие “слава Украине” является сознательной заменой благочестивого украинского приветствия “слава Иисусу Христу”. Как на это в свое время обращал внимание греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, “Аналогичным проявлением безбожия является замена словами «Слава Украине» вечной хвалы, которую возносят Иисусу Христу: «Слава И(сусу) Христу!» Очевидно, что никто из украинцев не может ничего иметь против возгласа «Слава Украине!», но замена этим словом религиозного прославления Христа является выразительной тенденцией устранить Христа и поставить родину на его место, следовательно, является выражением безбожной тенденции, которая обманывает наивных украинских патриотов. Украина вообще не может существовать, как самостоятельное государство, а тем более, быть славной державой без воли Царя царствующих и Господа господствующих Предвечного Бога И. Христа, нашего Спасителя, Отца и Господина”

Национализм допускает существование определенного рода Церкви  – но только в том случае, если ее вероучение и практика полностью подчинена его идеологии.

Петр Порошенко, в связи с предстоящими выборами, остро нуждается в любых средствах для поднятия рейтинга и ищет опереться на патриотический электорат, и подавление Украинской Православной Церкви Московского Патриархата могло бы принести ему определенные очки в этой среде. 

Фото: АР

Поможет ли вмешательство Константинополя преодолению раскола украинского Православия?

Увы, нет – во-первых, потому что такая цель не ставится, во-вторых, потому что грубо попирая каноны и выражая крайнее пренебрежение к правам законного предстоятеля Украинской Церкви,  митрополита Онуфрия, можно только углубить, а не уврачевать расколы.

Цель всей борьбы за автокефалию, как это открыто и ясно выражают ведущие ее гражданские власти,  состоит в подавлении Украинской Православной Церкви.

Президент Петр Порошенко, выступая на мероприятиях, посвященных 1030 летию Крещения Руси, назвал верующих Украинской Православной Церкви “щупальцами которыми внутри нашего государственного организма орудует страна-агрессор”, причем эти “щупальца” “необходимо обрубить” – и, по его словам, автокефалия нужна именно для этого. Помощник министра внутренних дел, Арсена Авакова, Зорян Шкиряк назвал верующих в общении с Московским Патриархатом “упырями”, которым “нет места на украинской земле”.

Патриарх Варфоломей, увы, участвует в деятельности, направленной на “обрубание щупалец” и “изгнание упырей”.

Имеет ли Патриарх Варфоломей законные канонические права распоряжаться на Украине?

Нет,  никоим образом.  Каноническая сторона дела подробно рассматривается специалистами в области церковного права, но даже если вы затрудняетесь в толковании канонов, вы можете обратиться к такому свидетелю, как сам Патриарх Варфоломей, который еще до недавнего времени полностью признавал канонические права Московского Патриархата и провозглашал митрополита Онуфрия единственным законным главой Церкви на Украине.  

Либо все это время патриарх Варфоломей поддерживал каноническое беззаконие – а все его предшественники на Константинопольской кафедре делали это столетиями до него – либо он совершает каноническое беззаконие сейчас.  

С чем связаны упреки в “восточном папизме” которые выдвигаются Патриарху Варфоломею?

Главным образом, с его притязаниями, выдвинутыми в речи перед собранием епископов. Процитируем некоторые из его высказываний:

“Для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая “заквашивает все тесто” (Гал. 5:9) Церкви и истории… Как Первый Престол Православия Вселенский Патриархат несет пророческое служение, проповедуя тайну Соборной Церкви во Христе Иисусе во всем мире во все времена…В начале было Слово… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1:1,4). Начало Православной Церкви – Вселенский Патриархат, “в нем жизнь, и эта жизнь есть свет Церквей”.

Покойный митрополит Гортинский и Аркадийский Кирилл, возлюбленный иерарх Матери-Церкви и мой друг, был прав, когда подчеркивал, что Православие не может существовать без Вселенского Патриархата… Вселенский Патриархат … обладает канонической юрисдикцией и всеми апостольскими привилегиями в своей ответственности не только за сохранность единства и взаимообщения Поместных Церквей, но и за общее распространение Православия в современном мире и в исторической перспективе…

Вселенский Патриархат несет ответственность за приведение дел в церковный и канонический порядок, потому что он один обладает канонической привилегией, а также молитвой и благословением Церкви и Вселенских Соборов исполнять этот верховный и исключительный долг как заботливая Мать и родительница Церквей. Если Вселенский Патриархат откажется от этой обязанности и покинет межправославную сцену, Поместные Церкви станут «как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36), расходующие свою энергию в церковных начинаниях, которые смешают смирение веры и надменность власти”.

Почему представители Московского Патриархата не согласны с этими притязаниями?

Сложившееся в истории Церкви система управления предполагает равенство Патриархов поместных Церквей, между которыми может существовать различие в первенстве чести – но не власти.  Каждый Патриарх обладает полномочиями в рамках своей поместной Церкви, и здесь важную роль играет понятие канонической территории. Ни епископ, ни Патриарх не могут вторгаться на чужую каноническую территорию.  

Например,  после войны в Южной Осетии православные приходы этой страны обратились с просьбой принять их под омофор Московского Патриархата – но Патриарх отказался это сделать,  чтобы не нарушить каноническую территорию Грузинской Православной Церкви.

Первенство Чести Константинопольского Патриарха было связано с тем,  что в средние века Константинополь был столицей православной Восточной Римской Империи,  важнейшим политическим, культурным и религиозным центром тогдашнего мира. Титул “вселенский” был связан с тем,  что “вселенной”, “ойкуменой” в то время называли обитаемый мир – который для жителей Империи к ней, по большей части и сводился.  Но увы, Империя постепенно слабела, теряла территории, и, в 1453 году пала под ударами турок. Однако долгое время Патриарх Константинопольский признавался турецкими властями как лидер греческого населения Османской Империи.

Фото: mospat.ru

После катастрофически неудачной попытки греков восстановить Империю в 1920-тые годы,  греческое население подверглось массовому изгнанию из Турции, и в данный момент православное население Стамбула составляет не более ста человек.  

Таким образом,  притязания Константинопольского Патриархата связаны со славой Православной Империи,  от которой к текущему моменту остались только воспоминания.

Более того, с этими притязаниями совершенно не согласуется история его отпадения в унию – которую  в 1439 году принял константинопольский патриарх Иосиф в надежде получить западную помощь против турок.  Эта надежда не оправдалась, другие православные Патриархи не поддержали унию, и, через некоторое время Константинополь вернулся в Православие.  Этот исторический эпизод временного отпадения Константинополя, когда остальные церкви пребывали в Православии, невозможно согласовать с притязаниями этой кафедры на учительство по отношению ко всему православному миру.  

Почему текущее поведение Константинопольского Патриархата рассматривается как неприемлемое?

Во-первых,  притязания на единоличную власть в Церкви глубоко неприемлемы с точки зрения православной экклезиологии и находятся на грани ереси.  

Во-вторых,  назначение экзархов без согласования с митрополитом Онуфрием и патриархом Кириллом,  которых Константинополь признавал еще недавно, является грубым нарушением как канонов,  так и христианской этики.

В-третьих,  объединение с крайне враждебными по отношению к канонической Церкви светскими властями,  и действия на их стороне против Церкви являются крайне неэтичными и особенно несовместимы с притязаниями на роль пастыря по отношению ко всем православным мира.  Для пастыря – то есть того, что призван проявлять самоотверженную заботу и любовь, защищать и ограждать – такое поведение немыслимо.

Может ли текущий конфликт привести к расколу,  аналогичному расколу 1054 году?

Русская Православная Церковь делает все, чтобы этого не случилось.  Но увы, такого развития событий исключать нельзя. Если некто претендует на духовную власть над вами – вы, в конечном итоге, можете сказать ему либо “да” либо “нет”, и если некто проповедует определенное учение,  вы можете либо принять его, либо нет.


 

Источник: сайт "Православие и мир"



* При полном или частичном цитировании материалов с сайта обязательна ссылка:
устная - для теле- и радиопрограмм, письменная - для печатных и интернет-изданий.